29/06/2001 Газета "Репортер"
На протяжении двух недель в Самаре гостил профессор славистики Новоорлеанского университета Уильям Брумфилд, который является чуть ли не единственным американцем, изучающим русскую архитектуру и популяризирующим в Америке историю русского зодчества. Посещая российские города, он пытается вникнуть в каждую деталь национальной архитектуры, дабы донести ее до своих соотечественников.

Кроме экскурсий по городу, г-н Брумфилд был занят встречами с официальными лицами губернии. В частности, он встретился с руководителем департамента культуры области Элеонорой Куруленко, и Репортеру удалось побывать на неофициальной встрече двух искусствоведов.

Уильям оказался очень общительным человеком, прекрасно знающим русский язык. По его словам, в нашу страну впервые он приехал как турист в 1970 году. Увидев здания русской архитектуры, он "просто обалдел". Все, что попадало в сферу его зрения, сразу же запечатлевалось на фотопленку. Несмотря на то, что Уильям был не профессиональным фотографом, "российские зарисовки" получились мастерски выполненными. С тех пор Брумфилд стал ездить по российским городам, снимать старинные дома, храмы, усадьбы, а затем публиковать свои фото и исследовательские заметки в различных американских журналах. Пока что своим самым любимым местом в России Уильям называет деревню Кимжу, что на окраине Архангельской области. Повествуя о своем путешествии в Кимжу, исследователь весьма точно заметил одну главную феноменальную особенность российской культуры: "Многие ценные памятники в вашей стране сохраняются, как ни странно, лишь благодаря необустроенности России. В Кимжу не ведет ни одна дорога, добраться туда можно практически только зимой на санях. Но, если бы дороги существовали, может быть, ни одно из уникальных деревянных строений прошлых столетий и не дошло бы до нас. Его бы просто уничтожили".

Назвать г-на Брумфилда простым путешественником или обыкновенным фотографом, интересующимся русской культурой, нельзя. Это человек, который смотрит в корень проблемы сохранности российских памятников. Из его уст Репортер услышал много интересных идей, которые не грех бы было осмыслить многим российским политикам.

- Создавая новое, мы должны заботиться и о своем прошлом, - говорит Уильям. - Как правило, люди начинают бить тревогу, когда здание уже нельзя спасти. Думать надо раньше, когда оно еще было живым. Нужно не восстанавливать памятники, а не допускать их разрушения.

- Что вы можете сказать о нашем городе, после того как познакомились с ним?

- Я сам живу в Новом Орлеане. Мне кажется, что наши города чем-то похожи. Они похожи средой, отношением к культурным традициям. В Самаре я вижу стремление сохранить ту удивительную атмосферу купеческого XIX века с его искусством эклектики и модерна. Проблема вашего города и, наверное, всей страны в том, что у него нет хозяина. Те, у кого есть деньги, не стремятся сохранить прошлое, они сметают старинные дома и ставят на их месте новые. Для возможности сохранения памятников нужно решать вопрос о частной собственности, подходить к этой проблеме комплексно. Человек не будет вкладывать деньги в то, что ему не принадлежит. Любому архитектурному произведению нужен хозяин, который бы заботился о его существовании.

Ксения РУСЯЕВА