Брумфилд У.К.
Профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане

Сольвычегодск - столица империи Строгановых

Русский Север, архитектура, история России

Люди, путешествующие по России, быстро привыкают к неожиданностям, и чем отдаленней турист от основных маршрутов, тем выше вероятность неожиданной находки. Некоторые из увиденных мной архитектурных достопримечательностей, по всей видимости, заброшены, другие после реставрации открылись для прихожан, об остальных заботятся, несмотря на недостаток средств, работники музея. В каждом уголке России есть свои жемчужины, до которых обычно никому нет дела.

Путешествуя по России, мне не привелось встретить более невероятного зрелища, чем церкви, построенные Строгановыми в северном городке Сольвычегодске, что в Архангельской области. То, что я знаком с литературой по данной теме и понимаю значимость этих церквей, лишь подготовило меня к тому моменту, когда я смог воочию увидеть эти уникальные, величественные сооружения.

Когда вы въезжаете в Сольвычегодск (население города - около 4000 человек), вы будто бы переноситесь в XIX век. Город состоит из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, в которых в советское время размещались предприятия и мастерские.

Первые русские поселения в этой местности появились в XIV веке. Это произошло благодаря первопроходцам и купцам из Новгорода, которые оценили эту местность, находящуюся на пересечении двух водных артерий. Один путь ведет к Белому морю, другой на восток, к Уралу. Строгановы появились здесь только в середине XVI века, и вскоре и был основан город. Появление в XVIII и XIX веках новых торговых путей снизило его значение, и он превратился в маленький курортный городок, известный своими минеральными водами и источниками.

В начале нынешнего века тут были расположены, по крайней мере, 12 церквей, 9 из которых были полностью разрушены в советский период, и двум церквам требовался определенный объем реставрационных работ. Но своеобразные “бриллианты в короне”, два Строгановских собора, по-прежнему гордо высятся во всем своем великолепии. Один из них посвящен Благовещению, а второй памятник старины, искусно украшенный, XVII века постройки, посвящен Явлению Богородицы.

Возникает резонный вопрос: почему столь величественные сооружения были построены в такой глуши? Ответ на этот вопрос находится неподалеку от Собора Знамения. Это соляной источник с построенной на нем бревенчатой башенкой (копией тогдашнего строгановского частокола). Местность изобилует такими источниками, вдобавок здесь расположено соленое озеро Солониха и протекает солоноватая речка Усоль. В самом деле, имя города “Сольвычегодск” означает “соль Вычегды”. Это сейчас соледобыча воспринимается нами как должное, но следует вспомнить, что в средневековье соль являлась одним из ценнейших предметов торговли, и люди не могли обходиться без нее. В XVI веке в этом районе Русского Севера предприимчивые и безжалостные Строгановы установили монополию на производство соли, которая принесла им баснословное богатство.

В то время Сольвычегодск был отнюдь не провинциальной деревней. Это был центр своеобразной частной империи, безоговорочно преданной московскому государю. Достойно глубокого уважения то, что Строгановы в течение XVI и XVII веков пожертвовали большие суммы денег на нужды искусства и ремесел. По сей день историки различают “строгановский стиль”, который можно встретить во многих сферах искусства, начиная с музыки и заканчивая архитектурой. Этот стиль появлялся везде, где Строгановы ворочали большими делами, - от Сольвы-чегодска и Нижнего Новгорода до Перми на Урале.

Патриарх династии, Аника (Иоанникий) Строганов (1497-1570) был во многих отношениях скупым и жестоким хозяином. Известно, что в Сольвычегодске рабочие даже за малую провинность подвергались порке, которая зачастую приводила к смертельному исходу. Но именно Строганов был щедрым покровителем искусств. Богатство его было несметным. Иван Грозный позволил Строганову даже создать собственную армию. Он разрешил также промышленнику использовать ресурсы на огромной территории - от Урала до Сибири. Взамен царь получал расширение своих владений по сравнительно малой цене. Самое значимое событие в проводимой таким образом политике состоялось примерно в 1580 г. После нескольких лет подготовки Строганов снарядил знаменитую экспедицию во главе с казачьим атаманом Ермаком, который нанес поражение сибирскому хану Кучуму в битве на реке Иртыш. Несмотря на то, что впоследствии русские были вынуждены подавлять местные восстания, а сам Ермак был убит во время внезапной атаки в 1585 г., его “завоевания” открыли для России необъятные просторы Сибири.

Но давайте вернемся в Сольвычегодск. Главный вклад, который внес Аника Строганов в русскую архитектуру — Собор Благовещения, - является последним из церковных сооружений, возведенных на Русском Севере в эпоху правления Ивана Грозного. Работы по сооружению собора начались в 1560 г. и, очевидно, были завершены в начале 70-х гг. XVI века, хотя официально собор не подлежал освящению ранее 1584 г.

Внешний вид Собора Благовещения весьма своеобразен. Вместо четырех внутренних колонн, типичных для столь больших церквей, здесь мы видим только две. Такой замысел придает зданию усеченный вид снаружи. Тем не менее, у этой церкви 5 куполов, как у большинства церквей XVI столетия. Мастеровым Строганова (чьи имена неизвестны, хотя есть данные, что все они - выходцы из Ростова) удалось поместить основной купол на двух массивных столпах, в то время как 4 боковых купола располагаются на системе арочных сводов. Внушительная полукруглая часть здания, служащая в качестве алтаря, поддерживает восточную стену, которая испытывает значительную весовую нагрузку.

В северо-западной части внешней галереи собора раньше стояла великолепная колокольня, в которой имелся свой алтарь. Самый крупный из двенадцати ее колоколов весил более трех тонн. К сожалению, постройка эта со временем обветшала, и в 1819-1826 гг. на ее месте была выстроена другая колокольня в неоклассическом стиле, которая стоит и по сей день, затемняя собой средневековую церковь и ухудшая производимый ею внешний эффект. Уцелели лишь немногие из колоколов, отлитых при Строганове.

Еще одно не совсем удачное, но типичное изменение, которое претерпели многие русские церкви в XVII и XVIII веках, включает в себя кирпичную кладку в изогнутом пространстве между полукружными фронтонами в верхней части собора и возведение простой покатой крыши. Таким образом облегчалась задача поддержания крыши, но это лишало церквей их живописного образа, напоминавшего очертания куполов.

Собор Благовещения был первой крупной кирпичной постройкой в Сольвычегодске, где до той поры и мирские и светские здания были бревенчатыми. Собор построен на крутом северном берегу реки Вычегды. Его внушитель--ные стены и сияющие, словно парящие купола, должно быть, резко контрастировали с расположенными вокруг строениями и 12 церквами, построенными исключительно из дерева. Благодаря надежным стенам нижняя часть здания служила убежищем и хранилищем для особо ценных товаров, таких как меха. Конечно, ценнее всего была церковная утварь, искусно созданная в мастерских Строганова: вышивка, кубки, инкрустированные драгоценными камнями обложки для Библии, эмалированные изображения. Добротность творений строгановских мастеров была известна по всей России.

Летом 1600 г. внутренние своды собора были украшены фресками. Позже, в XVIII и XIX веке, они были нане- \ сены заново, в частности, после пожара, случившегося в 1819 г., который повредил внутреннее убранство собора. Хотя в ходе реставрационных работ, проводившихся с 1970 г., на западной стене были обнаружены первоначальные фрески, большинство оригинальной живописи безвозвратно потеряно. Средоточием собора был изящно выполненный иконостас XVI столетия. Пять его ярусов включали в себя 70 икон, сохранились из них лишь единицы. Иконостас воссоздавали в XVII веке не раз. И хотя Королевские Врата, ведущие к алтарю, были дарованы Строгановыми в начале XVII столетия, сохранившийся поныне иконостас датируется девяностыми годами семнадцатого века.

Как раз в то время Сольвычегодск подвергся самому тяжелому испытанию за всю свою историю. Это произошло в начале смутного времени (1598-1613), в период династического междуцарствия с многочисленными претендентами на престол.

Поначалу Строгановы, находясь вдалеке от борьбы, даже извлекали из этого выгоду, но по мере усиления угрозы распада государства Российского, они обеспечили существенную поддержку войском и казной самым надежным силам. После, в январе 1613 г., отряд поляков и казаков-ренегатов количеством до 3000 человек внезапно напал на Сольвычегодск. Им удалось взять штурмом часть города. Несмотря на то, что Строгановы были надежно защищены за стенами своей твердыни, главный район вокруг Собора Благовещения подвергся разграблению, как впрочем и сам собор. Однако, с появлением династии Романовых (1613) Строгановым удалось не только сохранить, но и расширить число своих привилегий в Сольвычегодске.

Более века спустя после завершения Собора Благовещения церковь Явления Богородицы ознаменовала собой пик развития строгановского стиля церковной архитектуры. Церковь эта была построена в епархии Знаменского монастыря, основанного в 1565 г. тремя сыновьями Аники Строганова - Яковом, Григорием и Семеном. Все монастырские здания, включая церкви, вначале были из бревен. Таковыми они оставались вплоть до конца XVII столетия, когда начались работы по возведению новой великолепной церкви.

Ее попечитель, Григорий Дмитриевич Строганов, в 80-х гг. XVII века занял главенствующее положение в семейной торговой империи и играл значительную роль в осуществлении политических и культурных преобразований, задуманных Петром Первым. Как и его предки, Григорий имел разносторонние интересы в области прикладного искусства, и под его патронажем мастерские Строганова продолжали создавать церковную утварь. В 1688 г. он передал монастырю новую церковь, которая стала частицей семейного достояния. Хотя церковь была освящена только в 1712 г., некоторые из ее нижних уровней были открыты для прихожан уже в 1691 г., и следы производимой над иконостасом работы свидетельствуют о завершении основных работ к 1693 г.

Церковь Явления Богородицы - выдающееся сооружение по многим причинам, не последняя из которых искусно вырезанные известняковые декорации на кирпичном экстерьере. Вдобавок к колоннам, оконным проемам и раковинам (кокилям) из известняка (вырезанным по всей вероятности в Москве) фасады были также отделаны красочными керамическими плитками. Внешний вид был несколько изменен (самое значительное изменение было внесено в XVIII веке). Тогда галерея (поначалу открытая терраса) была обнесена кирпично-известняковой изгородью с замысловатым карнизом, скрытой сейчас безыскусной покатой крышей.

 

Главной отличительной особенностью церкви является ее внутренняя система сводов. Не нуждаясь в колоннах, крыша и 5 куполов покоятся на двух сдвоенных арках, берущих свое начало от опор в центре каждой стены и пересекающихся под окружностью главного купола. Это довольно нестандартный проект, воплощенный неизвестным строителем. Впервые таким образом была построена столь крупная церковь с проемами для всех пяти куполов.

Тем самым был достигнут эффект света и простора, усиливаемый почти полным отсутствием настенных фресок. Все внимание сосредоточено на великолепном семиярусном иконостасе, роскошное убранство которого выше всех описаний. Это тот редкий случай, когда известно и имя мастера - Григорий Иванов, - и дата создания — 1693 г. Сами иконы необычны своим сильным тяготением к западному стилю. Они не только написаны на холсте (в противоположность специальным дощечкам средневековых икон), но и выполнены сугубо по канонам церкви западной. И это неудивительно, ведь их создатель, Степан Нарыков, по имеющимся сведениям, приобрел навыки за рубежом. Радует то, что все иконы находятся в достаточно хорошем состоянии.

Благодаря чему церкви, построенные Строгановыми, остаются выдающимися образцами русского искусства? Город Сольвычегодск сам по себе мал и удален, фонды музея столь ограничены, что их едва хватает на элементарное содержание, не говоря уже о более серьезных задачах по реставрации и сохранению вверенных ему национальных реликвий. К примеру. Благовещенский собор сейчас располагается слишком близко к берегу Вычегды. Если берег не будет укреплен, это может стать причиной ослабления (осадки) фундамента.

Алексей Бильчук, директор Сольвычегодского музейного комплекса, не только показал мне вверенные ему строения, но и поведал о своих планах расширения сферы деятельности музея. Так как средства у администрации Архангельской области ограничены, многие считают, что только туризм решит все проблемы с памятниками старины Сольвычегодска, в число которых входят пусть заброшенные, но все еще впечатляющие церковь Спасителя (XVII — XVIII вв.) и большой дом Пьянкова в неоклассическом стиле, построенный в начале XIX века. В данный момент дом частично отдан под санаторий, но при необходимости может быть преобразован в гостиницу для туристов.

Что ждет в будущем Сольвычегодск, представляется неясным. Может ли столь отдаленное место привлечь множество туристов? Здешние обширные территории заняты лесом. Это объясняет тот факт, что неподалеку, в Коряж-ме, находится крупнейший российский целлюлозно-бумаж-ный комбинат. Несмотря на загрязнение окружающей среды, он олицетворяет собой экономическую мощь региона. Может быть, когда-нибудь этот комбинат возьмет на себя роль спонсора Сольвычегодска.

Тем временем задача поддержания сокровищ Сольвычегодска в надлежащем состоянии становится непосильной, и остается только дивиться воодушевленности и мужеству их хранителей. Как и лодочники, продолжающие вести свой нелегкий промысел на местных реках, всяческого уважения достойны работники музея, продолжающие делать все возможное для сохранения истории своего края и его исчезнувшей империи Строгановых.

© Брумфилд В.К., 2001
© Сидорчук А.,пер. на рус. яз., 2001