28 и 29 января 2010 года. Залы Вологодского музыкального колледжа и
областной научной библиотеки. Вечера памяти В.А. Гаврилина.
В концерте 28 января приняли участие Мужской камерный хор, оркестр
духовых инструментов города Вологды "Классик-модерн бэнд" и солисты
государственной филармонии. Вела программу музыковед Елена Хорошина.
Как всегда, в дни памяти замечательного русского композитора - нашего
земляка, звучали слова, обращенные к его личности и творчеству, ставшему
заметным вкладом в сокровищницу мировой культуры. А главное - звучала
музыка, год от года занимающая все большее место в художественном
пространстве разных стран и народов.
В первом отделении концерта исполнялись 12 вокальных произведений, вкупе
составивших яркий венок самых разных образов, состояний и настроений.
Это были давно полюбившиеся слушателям песни и романсы: "Черемуха" и
"Песня девушки" (солистки Л. Пилинская и Н. Похачевская), хоровые
переложения известных произведений "Мама", "Повстречался сын с отцом",
"Не бойся дороги", "Два брата", "Шутка"...
Мужской камерный хор в течение всех десяти лет, прошедших с момента
кончины композитора, активно пропагандирует его музыку. Накоплен большой
репертуар, есть немало удачных аранжировок. Совершено много поездок по
России, в которых непременно звучат сочинения В. А. Гаврилина. Ныне этот
коллектив - участник всех гаврилинских памятных дней и фестивальных
мероприятий в Санкт-Петербурге. Таким образом, и к выступлению в родном
городе хор был хорошо подготовлен, а его репертуар стал достойной данью
памяти композитора.
Во втором отделении звучал Концертный оркестр духовых инструментов
г.Вологды "Классик-модерн бэнд". В его программу тоже вошли новые
переложения сочинений В. А. Гаврилина, первоначально предназначенных для
фортепиано: "Мушкетеры" и "Тореодоры", а также известный "Батюшковский
вальс" и популярные фрагменты из балета "Анюта".
Как музыкальное приношение памяти Гаврилина, оркестр исполнял
произведения любимых им композиторов - Римского-Корсакова ("Шествие
князей" из оперы-балета "Млада") и Свиридова (музыкальные иллюстрации к
пушкинской "Метели").
До отказа заполненный зал музыкального колледжа без слов
свидетельствовал о том, как любят в Вологде музыку композитора-земляка и
какой глубокий интерес проявляют жители нашего города к выступлениям
коллективов, исполняющих его сочинения.
Настрой вечера в рамках Университета культуры заранее определяли его
название "Посиделки" и одноименная пьеса Гаврилина, выбранная в качестве
музыкальной заставки. Он носил камерный, более задушевный и лирический
характер. Вел вечер профессор Роберт Оганян, который - как известно -
являлся соучеником Валерия Гаврилина по Ленинградской музыкальной
школе-десятилетке. Вполне естественно, что его воспоминания о детстве и
размышления о творчестве всегда окрашены в теплые тона личных
впечатлений.
Роберт Александрович Оганян является художественным руководителем второй
год работающего в нашем городе Университета культуры и одним из активных
пропагандистов фортепианного творчества композитора Гаврилина. На
прошедшем вечере, охарактеризовав в целом творчество Валерия
Александровича, он прочитал ряд его высказываний "о музыке и не только"
и исполнил как самые популярные, так и менее известные фортепианные
произведения нашего земляка. В частности, прозвучали три пьесы из
"Детской сюиты" и три сказки композитора на собственные тексты, Адажио
из балета "Анюта", знаменитый "Батюшковский вальс"... Партнером
Р.Оганяна при исполнении четырехручных сочинений выступила Екатерина
Суханова.
В калейдоскопе неуловимо меняющихся музыкальных образов словно бы еще и
еще раз подтверждались и неистощимость творческой фантазии исполнителя,
и нераскрытые пока до конца возможности самой разной интерпретации
музыки "этого удивительного Гаврилина".
А далее - научный сотрудник музея «Литература. Искусство. Век ХХ» Янина
Труканавичуте рассказала о многих интересных событиях года 70-летия В.
Гаврилина: экспозициях в Кадникове и Кубенском, презентации
туристического маршрута по местам детства Валерия Александровича,
конференциях, фестивалях, концертных программах в России и выступлениях
известных исполнителей с произведениями В.А.Гаврилина за рубежом.
Создавалась убедительная картина встроенности наследия композитора, все
годы творчества которого прошли в Северной столице, в музыкальное
пространство разных городов и стран.
Репортаж Эллы Кирилловой,
фото Ирины Сорокиной