В музее «Вологодская ссылка» состоялись заседания исторического клуба, посвященные 120-летию со дня смерти русского публициста и литературного критика Николая Васильевича Шелгунова, отбывавшего ссылку в Вологодской губернии.

В работе клуба приняли участие преподаватели ВГПУ Ф.Я. Коновалов, Л.С. Панов, старшеклассники гимназии №2 под руководством преподавателя М.Л Ненсберг, студенты первого курса исторического факультета педагогического университета. В экспозиции музея была развернута выставка, посвященная жизни и творчеству Н.В. Шелгунова. Сорок одно издание было предоставлено Вологодской областной библиотекой им. Бабушкина.

Николай Шелгунов находился в вологодской ссылке четыре с половиной года, с 1864-го по 1869-й ему довелось жить в Вологде, Тотьме, Великом Устюге, Никольске, Кадникове, затем снова в Вологде. Чем не угодил этот образованный, интеллигентный и успешный в своей профессиональной карьере человек правительству? Тем интересен он в наши дни.

Н.В. Шелгунов родился 22 ноября (4 декабря) 1824 года в Петербурге, в бедной дворянской семье. В три года стал сиротой и с четырех лет воспитывался в кадетском корпусе, окончил Лесной институт, дослужился до званий профессора и полковника. Его перу принадлежит ряд фундаментальных работ по лесоводству. За «Историю русского лесного законодательства», которая вышла отдельным изданием в 1857 году, он получил бриллиантовый перстень и премию от Министерства Государственных имуществ. В том же году Шелгунов становится помощником министра этого министерства – М.Н. Муравьева. Одновременно он редактирует газету «Лесоводство и охота».

В 1849 году Н.В. Шелгунов получил назначение в Симбирскую губернию для устройства лесной дачи, а зимой был оставлен при тамошнем управлении казенными землями, находившимися в Самаре. Там Шелгунов пробыл около трех лет. В 1851 году он вернулся в Петербург и снова стал служить в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ.

В это время в России развивается движение за освобождение крестьян от крепостной зависимости. В это движение с головой уходит Шелгунов. У Николая Васильевича завязались прочные отношения с демократическими литературными кругами. Знакомство с Н.Г. Чернышевским и с поэтом-демократом М.Л. Михайловым скоро превратилось в тесную дружбу. Шелгунов сотрудничает с рядом демократических журналов. Можно сказать, что эти события и предопределили в дальнейшем судьбу Н.В. Шелгунова как революционера-демократа: «У меня тогда не было других мыслей и желаний, кроме желания переделать Россию сверху донизу и превратить ее в рай».

Преуспевающий в своей административной и научной карьере человек порывает с ней вскоре и устремляется в полную опасностей общественную борьбу. Н.В. Шелгунов уезжает из России и почти год изучает организацию лесоводства во Франции и Германии. Свое пребывание за границей в 1856 году он использует для установления связи с русскими политэмигрантами и знакомится в Лондоне с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, выпускавшими журнал «Колокол». В начале 1861 года Н.Г. Чернышевский пишет прокламации «Великорусc» и «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», где разъяснялся грабительский характер реформы, а Шелгунов (при участии Михайлова) берет на себя обращение к молодежи и солдатам. В обращении «К молодому поколению» говорится об обманутых ожиданиях народа, звучит призыв к решительной борьбе с самодержавием. Весной 1862 года вместе с женой Людмилой Петровной он отправляется в Сибирь, на Казаковские золотые прииски в Нерчинск, где отбывал ссылку Михайлов, с целью организации его возможного побега. Вскоре после приезда туда он по приказу Александра II был арестован, привезен в Петербург и 15 апреля 1863 года заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где и пробыл под следствием до 24 ноября 1864 года.

Стойкое и умелое поведение Николая Васильевича в процессе следствия и на суде избавило его от каторги, но как противник царского режима Шелгунов был лишен звания полковника, полагающейся по чину пенсии и в ноябре 1864 года выслан на жительство под надзор полиции в Вологодскую губернию. Он прибывает в наши края в декабре 1864 года.

Н.В. Шелгунов оставил нам яркие, образные, полемические описания жизни вологжан того времени. В Тотьме он пишет статью «Тотьма» об этом городе, быте его обитателей, их заработках. «Из 3500 жителей в городе, – пишет Шелгунов, – было купцов всего человек 15, прожиточных – человек 100, находящихся в переходном состоянии от прожиточных к более бедным – человек 200, а остальное все большая или меньшая голь».

Из Тотьмы Шелгунова переводят в Великий Устюг. Здесь он также исследует быт и нравы обитателей. Результатом его работы становится статья «Женское безделье», посвященная этой теме. Между ссыльным и местными светскими дамами и господами, узнавшими себя в этой работе, назрел конфликт. Судебный следователь Сутоцкий обозвал Шелгунова «ссыльной собакой», и тот публично дал ему пощечину. Н.В. Шелгунова переводят в Никольск. Через полгода из-за ухудшения здоровья ему разрешают переехать в Кадников, поближе к вологодским врачам. В Кадникове из цензорских соображений свои литературные творения Николай Васильевич должен был показывать местному исправнику. Тот мало что понимал в написанном Шелгуновым, поэтому вычеркивал все, что не понимал. Это угнетало автора очень сильно.

Но вдруг ссыльный поднялся в глазах уездного общества. Кадников посетил проездом в свое имение князь Александр Аркадьевич Суворов – внук фельдмаршала Суворова. На глазах у публики Суворов обнял и поцеловал Шелгунова, поскольку они были знакомы по Санкт-Петербургу. После этого Н.В. Шелгунова перевели в Вологду. Здесь он прожил почти два года на улице Архангельской в небольшом деревянном доме. Ныне это ул. Чернышевского, 13. Дом хотя и сохранился до наших дней, но находится в плачевном состоянии.

Здесь он пишет статью «Вологодские кружевницы». В ней он подробно характеризует взаимоотношения производительниц и скупщиков. Кружева в городе плетут почти все женщины, но для многих это «гордое нищенство, не просящее милостыни».

По словам писателя П.В. Засодимского, Н.В. Шелгунов нашел среди вологжан «самых горячих почитателей и почитательниц». Другой вологодский писатель А.В. Круглов вспоминал, что Шелгунов «пользовался громадной популярностью среди молодого поколения».

В последние годы жизни Шелгунова здоровье его сильно пошатнулось. У него был рак почек, что грозило ему голодной смертью. Но умер он от воспаления легких, случайно простудившись на прогулке. Последние недели Шелгунов принимал многочисленные и самые задушевные выражения сочувствия со стороны многочисленных друзей, ему приятно было сознавать, что жил он и работал недаром.

Скончался Н.В. Шелгунов в Петербурге 12 (24) апреля 1891 года. Похороны на Литераторских мостках Волковского кладбища 15 (27) апреля вылились в тысячную антиправительственную демонстрацию, в которой наряду с прогрессивно настроенной интеллигенцией и студенчеством приняли участие питерские рабочие. Они возложили на гроб Шелгунова венок с надписью: «Указателю пути к свободе и братству от петербургских рабочих», признав тем самым заслуги писателя и публициста перед русским освободительным движением. Эти похороны стали, пожалуй, самыми громкими в конце XIX века. Александр III был вынужден признать, что они явились смотром «революционных сил». Эти факты говорят о большом авторитете и популярности Николая Васильевича как общественного деятеля и публициста.

Информация заведующего музеем «Вологодская ссылка» И. Ф. Никитинского 

 


Теги: Вологодская ссылка, исторический клуб, Николай Шелгунов

Новости по теме