|
||
8 июля 2011 года в Юго-Западной башне Вологодского кремля в рамках II Международного Фестиваля молодого европейского кино «VOICES» прошел мастер-класс киноклассика, дважды лауреата Государственных премий РФ, заслуженного деятеля искусств РФ режиссера Александра Сокурова. Вел мастер-класс программный директор фестиваля VOICES Игорь Гуськов. Напомним, что в программу кинофестиваля были включены первые три части тетралогии режиссера: «Молох», «Телец» и «Солнце», а также фильм «Русский ковчег», который был показан после церемонии вручения Александру Николаевичу приза фестиваля «Талант без границ». Четвертая, заключительная часть тетралогии – фильм «Фауст» – готовится к показу на Венецианском кинофестивале.
В начале творческой встречи Александр Сокуров выразил слова благодарности в адрес устроителей фестиваля VOICES и в адрес тех, кто сделал возможным показ на нем его фильмов. Что касается тетралогии «Молох», «Телец», «Солнце» и «Фауст», это в некоторой степени повествование о людях, в руках которых оказалась большая власть, но в первую очередь о людях, а потом о власти. На что бы нас не подталкивали некоторые идеологи левого радикального православия или наши современные леворадикальные художественные авторы, я убежден (может быть, мое мнение расходится с вашим): власть не от Бога, власть от человека. И от этого все наши большие проблемы. Только потому, что власть очеловечена, только потому, что она персонифицирована, только потому, что она есть человек, она имеет те недостатки и те достоинства, которые мы в отдельных случаях имеем честь или несчастье наблюдать. И во всех этих картинах (может быть, удастся показать и «Фауста») мы, авторы (не только я, естественно, потому что режиссер один ничего не может создать, только в сотрудничестве и любви со своими коллегами, со своими соратниками), показываем самые разные, контрастные исторические фигуры. И как бы ни были они нерукопожимаемы, как бы ни были они вычеркнуты из списка людей, человеков, тем не менее, я настаиваю на том, что они люди, человеки, и я настаиваю на том, что только потому, что они люди, мы имели те беды, которые были связаны с этими людьми. Первое. И второе. Только потому, что этих нелюдей или нечеловеков поддерживали сотни тысяч, миллионы других, которые считали себя вполне людьми, народом и, в том числе, народом, освещенным культурой, только поэтому и могло произойти то, что происходит. Отдельный Гитлер, отдельный Ленин, отдельный Сталин – ровным счетом ничего, пустое место. Только в случае их поддержки, умноженной на миллионы оглупевших умов, на миллионы людей, которые почувствовали себя стадом, только в этом случае совершается зло. И мы с печалью замечаем, что зло это совершается не только в тех странах, чей исторический и культурный путь развития можно было бы назвать сложным. Но, как мы видим, и немецкий народ столь жестоко, жестокосердно и чудовищно может ошибиться. Мы знаем, понимаем, что Гитлер был силен поддержкой сотен, тысяч и миллионов людей. В свое время только небольшое количество рабочих отрядов во главе с коммунистическими лидерами вышло на улицы немецких городов и не на жизнь, а на смерть боролось с первыми зачатками нацизма. А остальной народ принимал фашизм. Мы также знаем, что когда Гитлер издал свою книгу «Майн кампф», ее читали, в том числе, и некоторые деятели финансового мира, часть из которых представляла еврейскую финансовую элиту, которая также, желая получить прибыль, какие-то дивиденды, давала этому мерзавцу деньги. И мы понимаем, какое количество людей еврейской крови было истреблено самым жесточайшим, беспощадным образом. Поэтому этими картинами я пытаюсь сказать тем людям, которые эти картины будут смотреть, что создавать занавес или изгородь между собой и властью бессмысленно и уже бесполезно. Все мы также отвечаем за то, что происходит, и что делают наши руководители, как и эти руководители. Без нашей поддержки никто никогда ничего совершить бы не смог. Нам пора уже к этому привыкать. Понятно, что проблема власти существует давно, с момента, когда была организована первая форма государства. Понятно, что через эти формы человечество проходит многие сотни лет, но сегодня пора уже понимать, что нет абсолютно единственной, абсолютно персонифицированной ответственности за злодейство. Народ отвечает, так же как и его лидер, за все, что делают от имени народа, с народом, с лучшими представителями этого народа. «Фауст» является логическим завершением этого повествования, этого размышления и превращает этот разговор в некий циклический замкнутый круг. Потому что «Фауст» – это история деперсонификации, как она существует, это миф. Никто не может сказать, что такой персонаж точно существовал. Это мифологическая фигура, которая в руках, на писчих столах великих людей стала обретать признаки человека. Но при этом – это не человек, это фигура, которая никак не претендует на человеческие признаки. Мы в нашей картине делаем этого персонажа живым, человеческим, абсолютно осязаемым, персонажем, который совершает конкретные поступки. И таким образом мы замыкаем эту историю в круг: с чего все начиналось и чем все заканчивается. И хотим сказать, что цивилизация 19-20 века при всех попытках вырваться из некоторых гуманитарных тупиков (а такие попытки делали и писатели девятнадцатого, частично восемнадцатого века, и философия, предшествующая этому времени и последующая), так и не смогла прорвать эту стенку, которая встала перед обществом старого света. Это очень серьезная проблема, которая, в конце концов, может привести к самому невыгодному варианту развития событий, потому, что именно это общество породило две мировые войны – тот феномен, которого никогда не было в истории человечества. Чем больше развивается гуманитарность, чем больше развиваются технологии, чем ближе сходятся люди разных культур, разных национальностей (я имею в виду Европу, единую Европу), тем меньше шансов уберечь себя от мировых войн, мировых схваток, в которых уничтожается все, что было создано до нас.
Поэтому фильмы с таким замыслом, без всякого сомнения, несовершенны. Я не умею создавать совершенные произведения, мне не дано. В этих фильмах многие увидели какие-то недостатки, и я их вижу. Но не хватает возможностей, а может способностей, чтобы создавать более совершенные и менее уязвимые произведения, но мы делаем, что можем. В данный момент, в данных условиях, в данных обстоятельствах. Время, конечно, все расставляет на свои места. В игровом кино автор не несет ответственности за точность передаваемых исторических фактов. Я по первому образованию историк, и, к сожалению, часто, мне это мешает. Я могу вам сказать, что не существует возможности истинно, документально, точно, ответственно рассказать об историческом событии. Я смотрю на президента, я слышу что он говорит по телефону, я вижу стоящих рядом военных (в момент принятия какого-то важного решения), но я еще кое-чего не знаю, например, не знаю что в это время происходит в приемной. Кто влияет на принятие решения? Любая историческая коллизия включает сочетание, а иногда и пересечение разных мотивировок. Я не знаю ни одного исторического события, про которое мы могли бы с вами сказать: «Да, вот это есть правда». История – это пластичная форма. У истории нет определенной формы, нет объема, она плоская. Это все очень неуловимо. Поэтому, когда мы пытаемся в игровом кино сказать, что вот это так было, я призываю вас не верить этому. Это было не так, это происходило не так, не о том. Опасно художественную форму, художественную историю соотносить с течением исторических событий. Даже если событие описывается подробно, слово в слово, мизансцена за мизансценой, все равно какая-то значительная его часть упускается. Но самое-то главное, что произойдет потом. Не в момент совершения исторического события, факта, а через час. В кабинете появляются другие люди, начинается борьба за поправку принятого решения, за какую-то форму перенаправления решения. Художественное произведение отличается тем, что его авторы показывают другую жизнь и другой мир, как бы это могло быть, если бы. Если вы имеете дело с гуманитарным автором (автором, для которого гуманитарные принципы главные), с человеком, у которого нет заряженности на зло, гнев, разъяренность, тогда это будет произведение, показывающее глубоко несчастные вещи, от которых сердце будет сжиматься. Если вы будете иметь дело с автором другого внутреннего настроя, то вы получите то, что есть во многих фильмах современных американских кинорежиссеров. Они очень мастеровитые, они блестящие профессионалы, в их распоряжении большие деньги и огромное количество профессионалов, которым абсолютно все равно, что показывать на экране: способы умерщвления человека, моменты смерти, адаптацию к смерти, издевательство над телом человека. Когда художественная форма начинает купаться в крови человеческой, это уже определенное преступление.
Всегда, когда мы что-то видим на киноэкране, мы должны понимать, что рамками экрана ограничивается право на правду. Мы, выбирая исполнителей для наших ролей, в первую очередь, считаем, что это должна быть абсолютно личностная фигура, независимая, имеющая свою историю жизни. Прекрасно если у этого человека есть какие-то внешние качества. Еще лучше, если у этого человека есть своя оригинальная уникальная человеческая биография. Леонид Павлович Мозговой – актер, который никогда не работал в театре, хотя у него театральное образование. Он работал в литературных концертах. Мне потребовалось пять минут, чтобы решить, что в фильме «Камень» Мозговой будет играть Чехова. Потом он смог сыграть Гитлера в «Молохе», затем работал в «Тельце». Елена Руфанова первый раз снималась в нас в «Молохе», где она сыграла Еву Браун, затем я пригласил ее в один из эпизодов картины «Русский ковчег». Естественно актеры, впервые снимавшиеся у нас, пошли «по рукам». Они стали сниматься в других картинах, у других режиссеров. И для меня ясно, что вряд ли я приглашу их работать вновь, потому что они уже перестали быть абсолютно индивидуальными и неповторимыми.
Для меня это абсолютно необходимо, иначе доверие зрителя к стилю автора будет потеряно. Но есть много непрофессиональных актеров, которые снимались только в моих картинах, какие бы предложения им не делали. Для меня это большая награда. И если бог даст, я хочу сделать картину, где соберутся все актеры, все исполнители, которые снимались только у меня. Очень важно, чтобы в художественном произведении зрителю была представлена новая личность, новый человеческий характер. Я могу очень мало: могу предложить данному человеку показать себя, всю свою внутреннюю сущность. Мне казалось, если я хоть как-то в силу своего образования, своих представлений могу повлиять на решение, я это делаю. У меня были сложные отношения с советской властью. В советское время все фильмы мои были закрыты. Если ты перестанешь быть нужным в художественном смысле, то и в общественном поле тебе тоже быть нельзя.
– Александр Николаевич, в одном из своих выступлений вы говорили, что визуальное решение своих картин вы находите в работах художников. Какие художники Вам близки? Определиться в приоритетах очень сложно. Мне близки художники Возрождения, очень нравятся немецкие романтики, русские передвижники. Я не могу остановить своего восхищения и перед картинами известных во всем мире художников, и перед работами малоизвестных художников. Мастерство и одухотворенность делают искусство абсолютно необходимым. Когда делается картина, я, конечно, сам становлюсь учеником, потому что знаю, что кинематограф настолько слабое, невыразительное ремесло, что многого он самостоятельно не формирует и не умеет. На ваш вопрос я отвечу так (возможно, вы с этим не согласитесь): любое кинематографическое изображение создается с помощью оптики, попробуйте хоть что-нибудь создать без этой стекляшки. Объектив сразу навязывает вам определенную картинку, распределение света, теней, иногда он может предложить свое прочтение цвета… Кино – это стена, а вам с помощью оптических ловушек пытаются сказать, что это объем. Кроме того, инженер-оптик, создавший объектив, по сути, уже сделал часть работы режиссера и оператора. Самый неталантливый режиссер или оператор с точки зрения интереса и вкуса изображения может создать произведение просто потому, что у него есть набор хорошей оптики. Но это не подменяет работы автора! То есть нельзя до конца доверять ни работе режиссера, ни работе оператора. Поэтому я пытаюсь в художественной традиции найти какой-то сюжет, эстетику, изобразительный стиль, который помогает мне разносторонне и эмоционально, эстетически, в том числе, конечно, создать визуальную картинку моего замысла.
Например, когда мы работали над фильмом «Мать и сын», очень сложным фильмом, который опирается только на изображение, я понимал, что только изучив немецких романтиков, я могу найти решение картины, в том числе найти те объекты природные, внутри которых разворачивается действие. Я провел долгое время в Германии, в городе Брюле, где работали многие художники, смотрел картины в музеях и понял, что нужно опираться в данном случае на это художественное направление.
Очень важно для человека, который занимается художественным трудом, да и вообще для всякого человека, как можно раньше увидеть оригиналы. Сегодня мы смотрели здесь, в музее, уникальную иконопись, фантастические вещи, невероятные. И сколько! Эти произведения никто не пиарит, не славит, они висят себе здесь тихо-тихо, о них никто не знает. Мы от этого многое теряем. Здесь, в Вологде, есть фантастические произведения искусства, которые составят значительную конкуренцию и собранию Эрмитажа.
Я бы отобрал список, может быть, из 40 фильмов, которые являются полезными: это фильмы Довженко, что-то из фильмов Лаэрти, Брессона, Бергмана. Уезжая из Вологды, Александр Николаевич Сокуров оставил запись в Книге Почетных гостей фестиваля VOICES: «С благодарностью Департаменту культуры Вологодской области за великодушное отношение к нам, гостям фестиваля, и к устроителям. С сердечной благодарностью за экскурсии, знакомство с удивительными памятниками истории и культуры. Береги всех нас Бог!».
Татьяна Канунова, |
||
|
|