На четверном фестивале VOICES жюри конкурса молодых режиссеров возглавил мастер венгерского авторского кино Бела Тарр:

Вы согласились стать председателем жюри VOICES, чем этот фестиваль привлек Ваше внимание?

Я приезжаю на подобные фестивали, чтобы поддержать их. Сегодня в мире придают большое значения крупным кинофорумам в Берлине, Каннах, но мало кто обращает внимания на такие небольшие фестивали, где собираются люди, которые действительно любят кино. И не забывайте, что делать фестиваль здесь в десять раз сложнее, чем в Каннах. Я очень ценю работу команды организаторов VOICES, и благодарен им за их труд, они делают этот фестиваль для вас, чтобы вы смогли посмотреть хорошие фильмы.

Что для Вас является главным критерием в оценке конкурсных фильмов?

Что-то в фильме меня должно тронуть, я даже предпочитаю, чтобы меня ударило. Главное – это личность режиссера, у него должен быть свой язык и свой стиль. Хочу увидеть человека, который вкладывает тело, душу, эмоции, чтобы показать мир наизнанку. И этот режиссер никогда не судит людей, он читает их, но очень мягко, он любит их, даже если они грязные, уродливые или совсем опустившиеся.

Чем Вы сегодня занимаетесь?

Я работаю над большим проектом – Школой киномастерства. Это школа-лаборатория, объединившая 16 молодых кинематографистов. Располагается она в Сараево, в проект входят люди из Исландии, Мексики, Японии, США, Франции, Испании и других стран. Место выбрано не случайно: Сараево – город, похожий на котел, в котором много всего намешано, переплелись даже религии, пожалуй, здесь можно встретить представителей всех конфессий.

В нашей школе несколько уровней обучения. Первый – теоретический – предполагает встречи с заслуженными мастерами кинематографа. Создатели киношедевров делятся опытом, проводят мастер-классы, рассказывают историю киноискусства своей страны. Следующий уровень обучения – практический, когда наши выпускники сами снимают кино. И я им помогаю как наставник.

Заявки на обучение в школе есть почти со всех уголков мира, надеюсь, что появятся желающие и из России.

Вас часто сравнивают с Андреем Тарковским, как Вы к этому относитесь?

Не могу сказать, что я продолжаю его традиции. Например, Тарковский был глубоко религиозным человеком, и дождь в его фильме – это очищение человека, а я другой, и в моих фильмах если идет дождь, то он просто вызывает грязь, и это делает жизнь тяжелее. Я прагматик, я совсем не религиозный человек. Но должен сказать, что мне нравятся многие фильмы Тарковского, особенно «Андрей Рублев», когда мне было 15-16 лет, я, кажется, посмотрел его раз десять подряд.

Есть ли у Вас возможность смотреть современное российское кино, если да, то что, по-вашему, заслуживает внимания?

О новом русском кинематографе мне практически ничего не известно, потому что в Европе очень мало релизов новых российских фильмов. Если и удается что-то посмотреть, то где-то на фестивалях, и скорее это случайность. Из имен назову Сокурова. Я смотрел много русских фильмов, но они меня не трогают. А для меня Россия – большая страна, в которой много проблем, «грехов», но все фильмы почему-то у вас об одном, чаще касаются темы шоу-бизнеса, я не вижу настоящую Россию в новом кино. В конце июля в Польше пройдет кинофестиваль, где будет представлена ретроспектива нового российского кино, я собираюсь его посетить и обещаю посмотреть работы российских режиссеров.

Ирина Сорокина

Теги: VOICES

Новости по теме