Он сумел донести до потомков удивительные культурные и исторические памятники. Иван Николаевич Федышин, потомственный художник-реставратор, отдавший работе в Вологодском государственном музее-заповеднике без малого четыре десятилетия, 5 февраля отметит 60-летие.

«Работа реставратора – это огромная ответственность, один из главных профессиональных принципов – не навредить», – озвучивает реставратор свою жизненную истину. Музей буквально является его вторым домом: с ним связаны воспоминания детства, когда квартиры сотрудников находились в соседних корпусах с экспозициями и хранилищами. Здесь, под руководством отца Николая Ивановича Федышина, он постигал азы профессии реставратора.

На работу в музей Иван Федышин поступил в июне 1976 года, и с этого времени реставрация живописи стала делом его жизни, которому он никогда не изменял. Профессиональные навыки приобретались не только в мастерских музея: с 1977 по 1984 год он обучался в Москве в Центральном институте повышения квалификации Министерства культуры в группе художников-реставраторов. Стажировку по реставрации темперной живописи проходил на базе ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря под руководством М. К. Ефимова и Л. А. Мироновой.

Иван Николаевич отреставрировал десятки произведений иконописи из музеев России и действующих храмов. В арсенале его работ – иконы из собраний Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников, Национального музея Республики КОМИ, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (Москва). В большинстве случаев выполнен полный комплекс консервационно-реставрационных работ. Расширяя специализацию, профессионал овладел и методикой реставрации масляной живописи. После стажировки в Суздальском художественно-реставрационном училище у О. М. Ревина он приступил к работе с памятниками коллекции масляной живописи. Картины, отреставрированные И. Н. Федышиным, можно видеть на выставках и экспозициях Вологодского музея-заповедника. К примеру, в экспозиции отдела истории находится гипсовый бюст Екатерины II, копия жалованной грамоты 1687 г. великих государей царей Иоанна и Петра Алексеевичей; в экспозиции отдела древнерусской живописи – 6 икон и резное «Распятие» в киоте; в палатах Иосифа Золотого – «Портрет епископа Иосифа Золотого»; в экспозиции «История в лицах» в музее «Мир забытых вещей» – семь портретов.

Иван Николаевич принял активное участие в реставрации монументальной живописи Софийского собора Вологды (1686-1688) и церкви Иоанна Предтечи в Рощенье (1717), западной паперти Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (XVIII в.). С 1993 по 2010 год реставрировал фрески Дионисия Ферапонтова монастыря (1502 г.).

Восстановленные И. Н. Федышиным памятники вошли в постоянную экспозицию древнерусского искусства Вологодского музея-заповедника, были представлены на российских и международных выставках, где получили заслуженное признание специалистов.

31 марта 1995 года Государственная аттестационная комиссия присвоила И. Н. Федышину I квалификационную категорию художника-реставратора темперной живописи и II категорию художника-реставратора масляной живописи. За многолетнюю работу по изучению, сохранению и реставрации фресок Дионисия И. Н. Федышину в составе группы реставраторов из Государственного института реставрации Москвы присуждена Государственная премия Российской Федерации в области культуры и искусства за 1998 год. Иван Николаевич щедро делится своим опытом с коллегами по работе и будущими реставраторами, он неоднократно принимал на стажировки студентов Суздальского реставрационного училища и начинающих реставраторов из музеев Вологодской области.

   В 2005 году И. Н. Федышин был приглашен в Венгрию, музей имени Отто Германа (г. Мишкольц) с целью обмена опытом по реставрации станковой живописи.

В настоящее время И. Н. Федышин ведет не только реставрационную, но и большую исследовательскую работу по выявлению, описанию и подготовке к публикации материалов о подписных иконах музейного собрания. Изучает стилистические и технологические особенности вологодской иконописи, индивидуальность творческих приемов мастеров-иконописцев, авторство которых установлено для значительной группы памятников коллекции древнерусской живописи. Результаты исследовательской деятельности нашли отражение в докладах на конференциях различного уровня.

И. Н. Федышин является членом Союза художников России с 1993 г. Хорошо зная технику и технологию иконописи, И. Н. Федышин пишет иконы и выполняет копии-реконструкции. В 1992 году икона его работы «Богоматерь Одигитрия» была преподнесена в дар патриарху Алексию II. В 2007-2009 годах им написаны иконы для двух придельных иконостасов Троицкой церкви республики Марий-Эл. Его творческие работы экспонировались на юбилейных выставках, посвященных 70-летию и 75-летию Вологодского отделения Союза художников России.

За безупречное качество реставрационных работ И. Н. Федышин не раз поощрялся администрацией Вологодского государственного музея-заповедника, награжден Почетной грамотой Департамента культуры области (1996, 2006), отмечен Благодарственным письмом (2006) и награжден Почетной Грамотой Главы города Вологды (2009).

На сайте Вологодского музея-заповедника к юбилею будет представлена виртуальная выставка, посвященная достижениям реставратора.

Читайте также: Иван Федышин: «Главная заповедь реставратора – не навреди»

Теги: Иван Федышин, вологодский музей-заповедник, реставрация
Вологодский музей-заповедник

Новости по теме