Накануне вечером в Вологде прошла торжественная церемония открытия VII Международного фестиваля молодого европейского кино VOICES. По красной ковровой дорожке кинотеатра «Ленком» прошли гости и организаторы фестиваля: режиссеры, актеры, продюсеры, первые лица города и области. Учредителями кинофорума является правительство области и администрация города. Уже второй год подряд титульным спонсором фестиваля VOICES выступает компания «Северсталь».

Приветствовал гостей и участников фестиваля губернатор Олег Кувшинников, отметивший, что VOICES уже неотъемлемая часть фестивального лета на Вологодчине: «За эти годы фестиваль обрел настоящую популярность у зрителей, режиссеров и артистов. Сегодня, когда в России в самом разгаре Год кино, я рад тому, что более половины представленных на VOICES фильмов являются отечественными». Глава региона пожелал зрителям получить массу удовольствия от «талантливых, самобытных, а иногда и эпатажных кинолент».

Словно в продолжение словам губернатора на открытии фестиваля показали фильм российского режиссера Сергея Соловьева «Ке-ды», премьеру этого года: самобытный и местами эпатажный фильм, сделанный в лучших традициях создателя фильмов «Асса» и «Сто дней после детства».

В основе ленты – рассказ Андрея Геласимова «Paradise Found». Парня Сашу (Николай Суслов) по прозвищу Джаггер вот-вот должны забрать в армию, но перед этим он хочет купить кеды, рассуждая, что девушка, наверное, может не дождаться его из армии, а кеды – точно дождутся. Примерка кедов стала болезненной из-за заусеницы, которую он идет удалять в педикюрный салон. Там он знакомится с девушкой Амирой (Аглая Шиловская), и у них завязывается странный и быстрый роман. На следующий день выясняется, что у Амиры есть сын, страдающий аутизмом, которого она хочет отдать в специализированный интернат. А Сашу преследует военком (его сыграл рэпер Баста, ставший также сопродюсером фильма и написавший к нему несколько саундтреков), напоминая о неизбежности вступления в ряды вооруженных сил.

Хотя в основе литературного первоисточника лежат реальные события, смотря фильм, снятый по рассказу Геласимова, не веришь, что это «взаправду» – но одновременно не веришь и тому, что такого не может быть. Самое точное слово для него – «как бы»: это как бы история из жизни современной молодежи, как бы получающая неожиданную дополнительную социальную окраску в виде проблемы аутизма. Но особенность фильма в том, что и проблемы, поднятые в нем, тоже не нацелены на вызывание сильных катарсических эмоций. «Как бы» проблемы. Фильм, ориентированный больше на созерцание и улавливание не собственно мыслей и эмоций, а их оттенков. Ключом для понимания мировоззрения героев фильма – и общей идеи фильма (если таковую всё-таки попытаться найти) – наверное, могут служить рассуждения главной героини о том, что в жизни важней всего момент незавершенности. Она рассказывает, как в детстве читала найденный на дачном чердаке роман Жюля Верна, но так и не знает, чем кончилась история: половина страниц из книги была выдрана. Когда Джаггер говорит ей – так дочитай сейчас, она уверяет, что не хочет узнавать, нашли ли дети капитана Гранта своего отца: в этом и состоит прелесть жизни, прелесть момента – в его незавершенности, незаконченности, а значит, продолжении. Если смотреть фильм «Ке-ды» именно с этой точки зрения, не нацеливаясь на какую-то «конечность», то можно найти в нем много симпатичных вещей. Соловьев представляется этаким homo ludens – человеком играющим: у фильма нет прямого посыла, развернутой сюжетной линии, общей проблематики, пресловутого единства и законченности: есть красиво снятые кадры, удачные (и довольно цельные внутри себя) эпизоды, режиссерские и актерские находки. Отдельных похвал заслуживает работа оператора - «снято» красиво и интересно. «Черно-белость» ленты в какой-то мере оправдывается (то есть находится в консонансе с) реминисценциями из фильмов «Летят журавли» и «Дети капитана Гранта», герои и мотивы из которых «как бы» вписаны в сюжетику «Ке-дов». Сами кеды, выведенные в название, «всплывают» в виде мотива по ходу фильма и в какой-то мере являются проекцией отношений героев: дефисность написания («ке-ды») – намек на расставание их самих и героев в финале картины: один кед останется дожидаться главного героя у друга, второй – у Амиры. Как намек на возможность более-менее счастливого завершения этой истории в конце фильм обретает цветность – уже «в цвете» на фоне титров Амира забирает своего сына из специнтерната и на коленях обнимает его.

Теги: VOICES
Елена Легчанова, фото Татьяны Гамиловой

Новости по теме