Персональная выставка вологодской художницы Ольги Карпачёвой с необычным названием «Окна. Двери. Жизнь» открылась в центре культуры «Красный угол». Центральное место в работах действительно занимают окна и двери – по словам самой Ольги, ее излюбленные объекты для изображения. Несмотря на кажущуюся предметность и утилитарность этих объектов, с древних времен окна и двери – сакральные места в доме, средство связи с внешним миром: эта жизненная философия наполняет особым смыслом и работы Ольги Карпачёвой. «Живописными новеллами» назвала ее картины искусствовед Ирина Балашова, обратив внимание на символизм и «особую метафизику» образов окон и дверей в мировом изобразительном искусстве. «На этой выставке представлены, пожалуй, самые загадочные работы Ольги. Окно и дверь – это фрагменты дома, в их изображении присутствует какая-то незавершенность, тайна – хочется разгадывать эту тайну вместе с художником».

На выставке нет ни одной похожей на другую двери, ни одного окна, уподобившегося соседнему. За каждым окном – своя жизнь, каждая дверь имеет свою историю: заколоченная наглухо («Никто не живет») или гостеприимно распахнутая; деревянная или кованая, строгая монастырская или грубо сколоченная крестьянская. Раскрытое навстречу миру праздничное майское «Окно» соседствует с «Окном в сентябрь», в котором отражаются краски уходящего лета, а рядом с ними – задумчиво-печальное «Зимнее окно». Через атрибуты дома, где живет человек, Ольга пытается рассказать и о нем самом; внимательно вглядываясь в детали, можно увидеть и понять характер хозяина: цветы на подоконнике или плюшевый медвежонок за стеклом; связки лука и чеснока, явственно проступающие в светлом проеме деревенской двери или кошка, устремляющаяся в дверную щель к теплу натопленной печи… «Ольга часто живописует старенькие деревянные дворики или старинные каменные особнячки, – заметила Ирина Балашова. – В них как раз и проступает человечность – то, чего так не хватает современной архитектуре». География представленных окон и дверей также различна: есть на выставке «заграничные» двери – из Туниса, из Словакии; ворота в мусульманскую мечеть, – но в основном это милые сердцу вологодские виды («Окна Чагоды», «Харовский дворик»). Очень органично смотрятся на выставке старые резные наличники, в которых – как будто в окнах – экспонируются отдельные картины Ольги Карпачёвой: это усиливает эффект, который производят работы художницы.

На выставке представлены произведения, созданные в разные периоды творчества Карпачёвой; есть даже студенческие работы, выполненные 20 лет назад. Ольга призналась, что тема окон и дверей интересовала ее всегда: «Мне любопытно заглядывать в окна; если я вижу приоткрытую дверь – обязательно туда захожу». За всем этим нет пошлого стремления узнать чужие тайны, но есть вечное любопытство исследователя и творца. Несколько последних лет Ольга Карпачёва является постоянным участником ежегодных пленэров, которые проходят в усадьбе Спасское-Куркино в Вологодском районе. Николай Сайкин, энтузиаст, организующий восстановление усадьбы, рассказал, что Ольга, приезжая на пленэры, забирается в разные укромные уголки, на чердак, исследуя усадьбу, пытаясь разгадать тайну старого барского дома. А сама Ольга признается, что влюблена в Спасское-Куркино, в котором «почти физически ощущаешь связь времен и можешь буквально «потрогать» историю».

Работы Ольги – об этом говорят все, кто хоть немного знаком с ее творчеством, – отличает насыщенный колорит, особая сочность мазка, интерес к мельчайшим деталям. В ее работах нет ничего лишнего или случайного – перед каждой хочется замереть и вглядеться. По словам коллег, в картинах живописца Карпачёвой «проглядывает» рука Карпачёвой-реставратора (это вторая и очень значительная профессиональная испостась художницы). Она досконально знает технологию живописи, где и как «работает» краска: «технологичность», помноженная на талант, наверное, и является секретом успеха одной из самых востребованных вологодских художниц. Присутствующий на открытии выставки глава Вологды Евгений Шулепов признался, что давно мечтает приобрести некоторые работы Ольги Карпачёвой.

Сюрпризом от Ольги Карпачёвой для пришедших на открытие выставки стала возможность почувствовать себя настоящим художником: одну из своих работ Ольга поставила на мольберт и предложила всем желающим выступить соавтором, дорисовав картину – почувствовать, каково работать масляными красками, попробовать нанести мазок, полюбоваться сочетанием цветов. Большинство пришедших не смогли устоять перед искушением – с первых же движений становилось ясно, насколько непрост труд художника. Ольга говорит, что на пленэрах к ней часто подходят дети, пытаясь помочь ей в работе, а однажды, на минуту отвернувшись от чистого холста на мольберте, художница обнаружила на нем нарисованную детской рукой смешную рожицу.

«В тему» выставки «Окна. Двери. Жизнь» Ольга также представила «свое самое дорогое приданое»: деревянную дверь из старинного бабушкиного дома, которую Ольга демонтировала и хранит в качестве семейной реликвии.

Украшением открытия выставки стали музыкальные импровизации от музыканта Сергея Кузнецова и его ученика Николая Прыганова, предложивших зрителям интересную игру: с какой дверью или окном ассоциируется та или иная сыгранная мелодия.

Выставка «Окна. Двери. Жизнь» открыла новый сезон в центре культуры «Красный угол» и будет работать до 27 сентября.

Теги: Ольга Карпачева, Красный угол
Елена Легчанова

Новости по теме