Воспоминания о военном времени особенно пронзительны, когда они касаются судьбы родного человека. Всё меньше остается ветеранов, которые могли бы ими поделиться, – и тем ценнее память о войне, которая бережно хранится в семьях их потомками. Представляем рассказ научного сотрудника Устюженского краеведческого музея Анны Крутько (Колтаковой) о ее деде, Алексее Ивановиче Колтакове (1918 – 1992), уроженце Никольского района Вологодской области. Он прослужил в армии в общей сложности 11 лет, прошел Финскую и Великую Отечественную войну, единственным из пятерых сыновей вернулся домой и сам воспитал пятерых детей.

Отличник учебы, одаренный математик

Алексей Иванович Колтаков, мой дедушка, родился 21 августа 1918 года в деревне Скочково Никольского района Вологодской области в крестьянской многодетной семье: Алексей был седьмым ребенком, самым младшим. Семья была работящая, но не богатая. Когда Алексею было 11 лет, отец его умер от воспаления легких. Мальчику с малых лет пришлось стать хозяином в доме и нести на себе всю мужскую нагрузку: в родной деревне Скочково из семерых детей с матерью жил он один, старшие братья и сестры жили уже отдельно. В 1930 году в деревне еще жили не колхозом, а единоличным хозяйством, каждый имел свои полосы земли, и Алексею пришлось самостоятельно пахать пары под озимые, никто ему не помогал. Как пахарь Алексей стал профессионалом: уже будучи взрослым, мог пахать с 6 утра до 14 часов дня. Один пахал три огорода подряд (25 соток, 16 соток, 30 соток) и всё на одной лошади.

Алексей окончил четыре класса Скочковской начальной школы на «отлично» по всем предметам. Он на всю жизнь сохранил увлечение художественной литературой, а еще отличался особенными математическими способностями. Работая в колхозе с момента его образования в 1932 году, в 15 лет был назначен групповодом – помощником бригадира, который вел учет всех выполняемых работ, пофамильно и ежедневно. Он любил дисциплину, организованность, порядок, и в его бригаде никогда не было конфликтов между колхозниками в вопросах учета работ. Учась на курсах продавцов в Никольске, он полгода жил у старшего брата Ильи, который был служащим и получал паек – 800 грамм хлеба. Жили впроголодь… Летом 1933 года, окончив курсы, Алексей стал работать учеником продавца в деревне Блудново, а потом продавцом в Высотинском лесопункте. Он освоил уникальную технику умножения и деления в беглом темпе на счетах – это умели единицы.

«Мы разрыли бугорок – а это замерзший солдат…»

В армию Алексей Колтаков был призван осенью 1936 года и отправлялся на службу на пять лет как имеющий исключительное здоровье. Он был мобилизован в Краснознаменный Балтийский флот, II гвардейский экипаж, приписан в гарнизон г. Кронштадт. Алексей от начала и до конца участвовал в Советско-финской войне – с 31 октября 1939 года по 8 февраля 1940 года. Из тех моряков, кто родом с северных областей, был сформирован лыжный батальон, и в его составе мой дед прошел весь Финский залив.

Впоследствии Алексей Иванович так вспоминал это тяжелое время: «Финская война. Однажды мы шли по лесу, мороз был -48ºС, вышли на поляну – и видим бугорки под снегом. Много. Мы разрыли один – а это замерший солдат… Замерзла в пути целая часть – больше сотни обмороженных. Морозы были до - 56ºС. При ранении в мороз очень трудно остановить кровотечение. Нас часто высаживали на берег, и мы уходили в лес – были рокировщиками огня. Несколько раз мы были обнаружены финнами. Приходилось отбиваться, и раненных с нашей стороны было много». Алексея Колтакова приписали в группу санитаров, потому что не каждому под силу поднять или вытащить из-под снега человека, а дедушка мог – он был сильный, рослый, крепкий. Он знал, как правильно вытащить раненого бойца из глубокого снега, не навредив ему. Еще дедушка рассказывал, что во время советско-финской войны, они заходили в порты, там после боев чего только не было. В одном из портов он подобрал медный крестик, прошел с ним всю войну – и всю жизнь.

Вместо демобилизации – новая война

Алексей Иванович Колтаков должен был демобилизоваться осенью 1941 года, но его боевые будни продолжились. Великую Отечественную войну он встретил в Кронштадте на линкоре «Октябрьская революция». Краснознаменный Балтийский флот с начала войны прикрывал приморские фланги советских войск и действовал на морских коммуникациях противника, по которым снабжались его войска. В результате активных действий флота в обороне Лиепаи, Таллина, Ханко и Моонзундских островов была скована стотысячная группировка противника. По мере отхода наших войск Краснознаменный Балтийский флот эвакуировал гарнизоны и переводил корабли из Лиепаи, Риги, Таллина и Ханко в Кронштадт и Ленинград. Алексей Колтаков был участником Таллинского перехода.

Таллинский переход – и подвиг, и трагедия – эвакуация основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов (в том числе 151 военный корабль, 54 вспомогательных судна, 20 транспортов). До Кронштадта дошли 163 из них, а также неустановленное число малотоннажных гражданских судов и плавсредств, не подчиненных Военному совету флота. Во время перехода погибли 62 корабля и судна (19 боевых кораблей и катеров, 25 вспомогательных судов, 18 транспортов). Алексей Колтаков эвакуировал из Таллина в Кронштадт катер «Морской охотник» – боевой надводный катер, предназначенный для поиска и уничтожения подводных лодок в прибрежных районах моря и на подходах к военно-морским базам. В числе многих других судов «Морской Охотник» неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам противника. Алексей Иванович был контужен, провел целую ночь в холодной воде, видел, как тонут советские корабли, как тонут люди, продержавшись на воде час или два… Его вытащили на утро 30 августа 1941. Это чудо, что дедушка остался жив…

Из воспоминаний Алексея Ивановича Колтакова: «Однажды во время артиллерийского обстрела меня взрывной волной скинуло с палубы в море, а в воде мешки с мукой плавали. На катерах продукты везли в блокадный Ленинград. Мука в мешке намокает медленно. Я держался за мешок с мукой, пока он не намок, и благодаря этому спасся. Наши матросы подняли меня на корабль, когда фашистские самолеты улетели». После сильной контузии и ранения в ногу дедушку направили в госпиталь: «Когда я лежал в госпитале в сентябре 1941 года, ко мне не раз подходила молодая медсестра – брала у меня кровь большим шприцом, отходила в сторонку и вливала себе. В голодные годы войны вливание крови было как питание...».

В госпитале Алексей Иванович лежал не долго, не долечился. Пришло распоряжение военного командования о том, чтобы из находящихся в госпитале солдат (кто посильнее) собрать группу и отправить на Карельский фронт. Дедушка был в составе этой группы солдат, но что делать на Карельском фронте зимой в черных морских бушлатах и без оружия? С Карельского фронта его направили обратно в Морфлот. На линкоре «Октябрьская революция» Алексей Колтаков оборонял Ленинград от захватчиков, вспоминал, что много орудий с линкора было снято на защиту Ленинграда.

Из воспоминаний дедушки: «Однажды меня и еще 6 человек высадили на островок для обстрела проходящих вражеских судов. Я был приписан к артиллерийской команде, разведывательной службы артиллерии, мы вели наблюдение с наземных наблюдательных постов. Но получилось так, что и корабли противника предполагаемым маршрутом не прошли, и наши катера сразу не смогли забрать нас с островка. Продукты закончились. Мы жили на острове 7 дней без провианта. Пили пресную воду из лужи».

«Под артиллерийским обстрелом, не щадя своей жизни, своевременно обеспечивал продуктами личный состав дивизиона»

1943 год – год коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Обстановка на Балтийском море в этот период была наиболее сложной. Советский флот был заблокирован в восточной части Финского залива. Гитлеровцы, потерпев неудачу в овладении Ленинградом в 1942 году, перешли к обороне и усилили артиллерийские обстрелы города, кораблей и судов в Финском заливе и на Неве. Балтийский флот совместно с артиллерией Ленинградского фронта вел напряженную контрбатарейную борьбу, прикрывал приморские фланги сухопутных войск и поддерживал их боевые действия, обеспечивал перевозки на Ладожском озере, в Финском заливе, на острова и Ораниенбаумский плацдарм. Флот наносил удары по коммуникациям и корабельным силам противника как в Финском заливе, так и в Балтийском море. Несмотря на то, что немцы перегородили Финский залив несколькими противолодочными рубежами, советские подводные лодки прорывались в Балтийское море, осуществляли постановку мин и вели траление. Флот принял активное участие в прорыве блокады Ленинграда.

За подвиг в дни проведения одной из боевых операций 1943 года Алексей Иванович Колтаков награжден медалью «За боевые заслуги». Текст наградного листа на старшину кладовщиков продснабжения 170 ОАД КУС КМОР КБФ сержанта Колтакова Алексея Ивановича гласил: «Тов. Колтаков в дни проведения операции в своей работе проявил мужество, стойкость, умение и инициативу, своей самоотверженной работой при отсутствии транспортных средств. Сумел бесперебойно обеспечить продуктами питания личный состав дивизиона. 14 и 15 января при ведении интенсивного артиллерийского огня принимал участие в подноске боеприпаса из центрального погреба на батареи. Будучи 18 января на одной из батарей дивизиона, включился в работу огневого расчета, оказывал помощь в уборке стреляных гильз. В дни операции тов. Колтаков, не считаясь с отдыхом, все задания, порученные ему, выполнил отлично. Находясь в дивизионе с начала его формирования, в своей работе проявил себя мужественным, честным, дисциплинированным бойцом. Неоднократно под артиллерийским обстрелом со стороны противника, проявлял мужество, не щадя своей жизни, своевременно обеспечивал продуктами личный состав дивизиона».

В 1944 году Алексей Колтаков участвовал в наступательных военных операциях у Нарвы, в ходе которых был потоплен вражеский буксир и захвачены две баржи с немецкими мотоциклами. Несколько десятков мотоциклов стали трофейными. Дедушка был премирован: как активному участнику боя ему предоставляли мотоцикл. Другим морякам тоже давали мотоциклы и три дня увольнения, чтобы отогнать его домой или к родным. Но Алексей Иваночич от мотоцикла отказался: у него не было родственников или знакомых в Ленинграде, кому он бы мог оставить мотоцикл.

Алексей Колтаков принимал участие в прорыве блокады Ленинграда с кораблей, в обороне Ленинграда, затем освобождал Иван-Город, Нарву, Выборг. В 1944 году на линкоре «Октябрьская революция» в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской наступательных операций оказывал поддержку сухопутным войскам. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные личным составом мужество и отвагу 22 июля 1944 года линкор «Октябрьская революция» был награжден орденом Красного Знамени. Всего за годы войны линкор «Октябрьская революция» провел 126 стрельб главным калибром, выпустив 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 налета авиации противника, в которых участвовало 597 самолетов, сбив 13 и подбив три из них. В корабль попало шесть авиабомб (из 465 сброшенных на него), а также 19 артиллерийских снарядов.

Вернулся домой – один из пятерых братьев…

Из личных записей Алексея Ивановича Колтакова: «В 8 часов вечера 8 мая 1945 года было объявлено и разрешено личному составу салютовать – стрелять из всех видов оружия. Мы стреляли всю ночь, до самого рассвета, большинство – из ракетниц».

После окончания Великой Отечественной войны Алексей Иванович служил в РККА еще два года, демобилизовался в 1947 году в звании старшины второй статьи. Он единственный, кто вернулся домой из мужчин семьи Колтаковых. Пятеро его братьев – Николай Иванович, Илья Иванович, Василий Иванович, Павел Иванович, Анатолий Иванович – и два зятя, Василий и Илья, погибли…

В ходе войны Алексей Иванович Колтаков награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», двумя медалями «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией», в послевоенное время – медалью «За трудовое отличие», медалью «За трудовую доблесть» и юбилейными медалями к юбилеям со дня Победы в Великой Отечественной войне.

После демобилизации Алексей Иванович вернулся в свою деревню Скочково. Его направили на курсы кладовщиков, окончив которые, он стал работать продавцом в лесопункте в деревне Высокая, затем в магазине поселка Дунилово. В 1947 году познакомился с сельской учительницей Ниной Алексеевной Поникаровой, своей будущей женой. Вместе они вырастили пятерых детей. Скончался Алексей Иванович Колтаков 7 декабря 1992 года, похоронен в поселке Дунилово Никольского района Вологодской области.

…75-летие Победы – великий праздник. На долю солдат Великой Отечественной выпали тяжкие испытания военного времени и сложные послевоенные будни. Их жизнь – пример мужества, героизма и преданности Родине. Все они, как и мой дед Алексей Иванович Колтаков, внесли огромный вклад в Победу, чем заслужили вечную память и признание потомков.  


Теги: Устюженский краеведческий музей, победа75
По материалам Анны Крутько (Колтаковой), научного сотрудника Устюженского краеведческого музея

Новости по теме