Сентябрь 2020 года для Вологодской областной детской библиотеки – юбилейный месяц: 50 лет назад было принято решение о создании в Вологде специализированной библиотеки для детей. Пользуясь поводом, читатели и библиотекари делятся воспоминаниями и рассуждают о книгах для детей, дружбе с писателями, чтении и работе онлайн.
Как всё начиналось
Историческим документом, давшим старт развитию детского чтения в Вологодской области, стало решение комитета Вологодского областного Совета депутатов трудящихся о создании Вологодской областной детской библиотеки: «Открыть библиотеку с 1 сентября 1970 года, разместить в здании по адресу г. Вологда, Советский проспект, д. 14». Правда, в бывший дом купца Юшина библиотека смогла въехать только спустя два года – в 1972-м. До этого момента памятник архитектуры реставрировали, а библиотека ждала своего часа в здании на ул. Марии Ульяновой, которое сегодня занимает музей «Вологодская ссылка». Первым директором библиотеки была Елена Александровна Задумкина, а штат составлял всего 6 человек.
Первая партия книг в количестве 434 экземпляра поступила в библиотеку из Бибколлектора 25 августа 1970 года. Под первым номером была зарегистрирована книга писателя Сергея Алексеева «Октябрь шагает по стране». В числе первых на стеллажи поставили «Сказки» Г.Х. Андерсена, «Стихи» Агнии Барто, произведения Любови Воронковой, Николая Гоголя, Максима Горького, Сергея Баруздина, Валентина Катаева, Сергея Михалкова, Владимира Маяковского.
Warning: Parameter $file for CFile::ResizeImageGet does not have SRC element. You'd better pass an b_file.ID as a value for the $file parameter. in /home/bitrix/shared_cultinfo/bitrix/modules/main/classes/general/file.php on line 2271
Библиотека росла, как ребенок
Более 45 лет областной детской библиотекой руководила Ида Галахова. Учреждение создавалось при ее непосредственном участии 50 лет назад, и все эти годы Ида Вячеславовна вела летопись библиотеки, отражающую главные моменты ее развития.
«В детской библиотеке я работала с 1970 года, как только она открылась, – рассказывает Ида Галахова. – Я тогда была сотрудником детского сектора Вологодской областной библиотеки им. Бабушкина и как раз занималась вопросами открытия новой библиотеки. Открывалась она не на базе другого учреждения, а можно сказать, «на пустом месте», книжный фонд нужно было комплектовать с нуля».
Когда библиотека переехала на Советский проспект, 14, отреставрированное здание еще предстояло приспособить под нужды библиотеки. «Когда меня спрашивают, что мне больше всего запомнилось из директорской работы, я всегда отвечаю: ремонты, – вспоминает Ида Вячеславовна. – На моей памяти их было девять, их них два капитальных. Делали перепланировку помещений, открывали новые отделы – и всё это без отрыва от работы с читателями. Библиотека росла и развивалась на моих глазах, как ребенок».
Скажи мне, кто твой читатель
За 50 лет выросло и несколько поколений читателей. Первые из них давно стали родителями, состоялись профессионально, а некоторые уже приводят в библиотеку своих внуков. К юбилею библиотеки некоторые из них поделились своими историями приобщения к литературе и чтению: в совместном проекте ВОДБ и cultninfo «Встретимся в библиотеке» о своей читательской биографии рассказывают видеоблогер Дмитрий Гасин, литературовед и культуролог Роман Красильников, многодетная мама Мария Минаева и программист Дмитрий Малышев.
За полвека читатель, конечно, изменился. «В 70-х читатели были очень любознательные и в библиотеку шли с большой охотой, – вспоминает Ида Галахова. – Сейчас дети получают информацию в основном через компьютер или телефон, поэтому в библиотеке бывают не так часто. Но, тем не менее, молодые коллеги говорят, что нынешние ребята очень интересные».
Какие они, сегодняшние читатели библиотеки? «Современный ребенок – читатель, как правило, любознательный и увлекающийся, с богатой фантазией. У него есть свои предпочтения в литературе, – делится наблюдениями Светлана Чернышева, заведующая отделом культурно-просветительской работы ВОДБ и начинающий детский писатель. – Дети лет до 10 – самая активная группа читателей. Они с удовольствием участвуют в любых мероприятиях, главное, чтобы в их основе была игра. В этот период им интересны книги с красочными иллюстрациями, книжки-игрушки, интерактивные книги, книги с дополненной реальностью».
Взрослея, дети могут терять интерес к чтению. Зато подростки часто лучше взрослых ориентируются в огромных потоках информации: читают много новостей, постов в социальных сетях. Стали ли нынешние дети меньше читать? «Сужу по своей внучке – за компьютером она проводит намного больше времени, чем за книгой, хотя когда книга увлекает, от нее не оторвешь», – замечает Ида Галахова. Возможно причина в том, что у детей стало меньше свободного времени и больше других развлечений, в том числе в виртуальной среде. Но когда у повзрослевших детей есть потребность в чтении книг, библиотекари только рады и всегда готовы помочь с выбором.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
Другим стал не только читатель – изменился и библиотекарь. Если раньше считалось, что в библиотеке должны работать исключительно специалисты с профессиональным библиотечным образованием, то сегодня на смену многим из них приходят выпускники – педагоги разных специальностей. Библиотечное дело им приходится осваивать «на ходу», но зато у них уже есть важные компетенции современного библиотекаря – умение находить общий язык с детьми, работать с информацией, осваивать новое и непривычное и везде находить место творчеству.
Детская библиотека никогда не была просто книгохранилищем, а работа библиотекарей никогда не ограничивалась выдачей книг и заполнением формуляров. Перед ними стояла по-настоящему глобальная задача – привить детям интерес к чтению и любовь к книге. Для этого в библиотеке придумывалось многое – сейчас бы это назвали творческими проектами. Например, был свой кукольный театр, ставивший «Волшебника Изумрудного города», а все куклы для спектакля делали сами библиотекари. Задача научить любить книгу стоит перед библиотекой и сегодня, эта работа стала сложнее и интереснее. Как и раньше, школьники приходят в библиотеку целыми классами, а библиотекари идут в школы с рассказами о новых книгах, с электронными презентациями.
Частыми гостями в библиотеке стали дети вместе с родителями – для этого придуманы и кружки, и клубы выходного дня. Знаменитая акция «Библионочь» собирает вместе и малышей, и подростков, и взрослых, а на тротуарах у библиотеки каждое лето появляются новые рисунки для подвижных игр, которые служат заодно и «рекламой» книги и чтения.
Без мероприятий в детской библиотеке не проходит ни одного дня. Но развлечение здесь всегда идет рука об руку с получением знаний. Для библиотекарей слова «сценарий», «театрализация», «реквизит», «зритель» давно стали привычными. Так, в 2020 году библиотека стала победителем в областном конкурсе «Звездное кружево Севера» с проектом «Кукольный театр в библиотеке».
Много книг, хороших и разных
Сегодня фонд библиотеки составляет более 157000 экземпляров изданий, оформлена подписка на периодические издания. Есть коллекция книг с автографами известных писателей, формируется коллекция комиксов и графических романов. Большое внимание уделяется художникам-иллюстраторам детских книг. В 2020 году стартовал информационный проект «Книжки с картинками».
Книги ВОДБ путешествуют по всей Вологодской области. Благодаря проекту «Мобильная библиотека» любая районная и сельская библиотека может получить книги во временное безвозмездное пользование сроком до одного года. На знакомство детей с современной детской литературой направлен и проект «Книжный шкаф XXI века».
«В какой-то степени наше время – «золотой век» детской книги, – убеждена библиотекарь Мария Маркова. – Современная детская литература разнообразна и многогранна: появляются новые молодые авторы, над текстами работают прекрасные иллюстраторы. Огромный выбор детских книг, который есть у нас сегодня, позволяет считать ситуацию, сложившуюся сейчас в мире литературы для детей, уникальной. Но чем больше выбор, тем труднее решить, на чем именно остановиться. И очень важно, что детская библиотека выполняет роль посредника между книгой и читателем. Даже не просто посредника, а фильтра, через который проходит всё лучшее, а всё низкокачественное – отсеивается».
Работа квалифицированных специалистов современной детской библиотеки направлена как раз на то, чтобы отобрать в фонд самое достойное, мягко привести читателя к этой литературе, научить понимать и любить книгу. Часто для успеха этой работы недостаточно мнения книжных блогеров – требуется непосредственное взаимодействие с читателем в комфортной для него среде, а это именно детская библиотека, уникальное социокультурное пространство, создающее возможности для общения, самореализации и развития. Как считает Мария Маркова, сюда стоит прийти не только и не столько для того, чтобы взять домой книжку: «Если вы хотите знать о тенденциях современной детской литературы, хотите понимать ее и разбираться в ней, приходите в библиотеку – там вам помогут».
Писателям здесь всегда рады
Со старых фотографий из архива библиотеки смотрят знакомые лица: Василий Белов, Владимир Аринин, Юрий Леднев, Тамара Спивак, Анатолий Петухов, Иван Полуянов, Владимир Кудрявцев, Константин Павлов, Капитолина Большакова, Геннадий Акиньхов. Они уже ушли из жизни, но их книги читают и обсуждают сегодняшние дети, родители, педагоги и библиотекари.
Писатели всегда были и остаются желанными гостями библиотеки. Многие из них стали хорошими друзьями библиотекарей и читателей. Дмитрий Ермаков, Анатолий Ехалов, Сергей Багров, Наталья Мелехина, Татьяна Андреева, Денис Макурин, Галина Щекина, Александр Соколов проводят творческие встречи с детьми, дарят библиотеке свои книги, становятся членами жюри библиотечных конкурсов.
В детской литературе Вологодской области появляются новые имена: Екатерина Ласточкина, Ольга Кульневская, Светлана Чернышева, Людмила Целуйко, Надежда Форостян. Их книги, хорошо изданные и прекрасно иллюстрированные, уже есть в фондах детской библиотеки.
Всё онлайн, полет нормальный!
Нынешней весной детская библиотека, как и все другие учреждения культуры, столкнулась с новым вызовом – необходимостью перенести всю работу в интернет. «Библиотека достойно прошла испытание ограничительными мероприятиями, – считает заместитель директора Елена Истратова. – Коллектив быстро перестроился, работники освоили новые технологии, перевели обзоры книг, мастер-классы и интерактивы в видеоформат, а литературные квесты – в формат электронной игры». Хороший опыт работы в дистанционных условиях библиотека приобрела, участвуя в региональных проектах «Онлайн-культура Вологодской области» и «Вологодские культурные каникулы». Конечно, всё это потребовало от сотрудников новых знаний и компетенций, но библиотека всегда старается идти в ногу со временем, чтобы быть интересной своим читателям.
Вперед, в будущее!
Дети и книги – это не узкая «библиотечная» тема, интересная только специалистам. Всё, что связано с детским чтением, сегодня активно обсуждается и на уровне государства, и в профессиональных сообществах, и в социальных сетях. «Библиотека готова реализовывать онлайн-проекты, работать с книгами в электронном формате, – говорит директор Тамара Кузнецова. – Но надо признаться честно: всё это не заменит живого общения с детьми. К тому же опыт самоизоляции показал, что многие родители выбирают для своих детей чтение бумажных книг. Поэтому хотелось бы, чтобы ребенок приходил в библиотеку, где есть хороший выбор детской литературы, где безопасно, комфортно, красиво, есть свободное пространство для творчества, игр и общения».
Сейчас Вологодская областная детская библиотека работает над созданием нового сайта о детском чтении в Вологодской области. В планах – издание детского литературного интернет-журнала и модернизация информационного ресурса «Вологодские писатели – детям»: презентация этих проектов запланирована на 2021 год.