Книгу Любови Сосниной «Записки главного хранителя» представили в Вологодской областной картинной галерее. В этом сборнике Любовь Георгиевна знакомит читателя со своими искусствоведческими открытиями, историей изобразительного искусства Вологодчины, с художниками, оставившими след в истории, и творчеством наших современников.

Любовь Соснина – искусствовед, главный хранитель фондов Вологодской областной картинной галереи. Училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина на факультете «Теория и история изобразительного искусства». В Вологодской областной картинной галерее работает с 1972 года. С 2000 года является членом Союза художников России, в 2022 году стала заслуженным работником культуры России. Куратор выставок современных художников из Вологды, Вологодской области и других регионов страны. Автор статей, каталогов, альбомов по современному и классическому изобразительному искусству.

Любовь Георгиевна – человек увлеченный, бесспорно любящий свое дело. За 50 лет работы в Вологодской областной картинной галерее организовала сотни выставок, постоянно общается с художниками, исследует богатейший фонд картинной галереи. Конечно, ее творческий архив, в котором собраны статьи о художниках и искусстве –сегодня уже история галереи и Вологды. Именно поэтому директор Вологодской областной картинной галереи Галина Фалалеева в прошлом году на юбилейном творческом вечере искусствоведа поддержала ее идею с созданием такой книги.

Сборник «Записки главного хранителя» – научное издание, вышедшее тиражом 300 экземпляров. Книга в первую очередь адресована читателям, интересующимся изобразительным искусством, культурой Вологды XX века и музейной деятельностью. Приобрести издание Любови Сосниной «Записки главного хранителя» можно в кассе Вологодской областной картинной галереи.

Любовь Георгиевна рассказала читателям cultinfo.ru , как шла работа над книгой и чем она заинтересует читателя.

На что вы обращали внимание при подготовке этого издания?

Мне хотелось показать два главных аспекта моей деятельности – это музейная исследовательская работа и подготовка выставок, общение с художниками. В первую очередь, это изучение фондов. Я занимаюсь коллекцией графики, а ее в собрании картинной галереи насчитывается свыше 26 тысяч единиц, и все это проходит через мои руки. Каждую работу мы вносим в электронный каталог с указанием автора, времени написания и ценности. Изучение такого материала зачастую позволяет сделать открытия, которые затем превращаются в статьи или доклады для выступлений на конференциях или в публикации. Если мы готовим выставку у нас или везем ее в какой-то другой музей, то обязательно делаем каталог со вступительной статьей. Все это хотелось сохранить и систематизировать. Также мне было важно представить исследования, касающиеся истории и культурной жизни Вологды начала прошлого века. Об этом времени мы знаем крайне мало, а это самое начало истории изобразительного искусства в нашем городе: здесь и такие художники как Николай Дмитриевский, Николай Тусов, Василий Сысоев, Северный кружок любителей изящных искусств, который перерос в художественную школу Елены Волковой, а затем в художественный техникум. Это очень интересная тема, которую я постаралась раскрыть в сборнике.

Изучение музейных предметов всегда полно неожиданностей, какие-то открытия вы сделали, работая столько лет с фондами галереи?

Конечно. Особенно это касается работ, где был указан неизвестный художник, а тебе удается установить авторство. Так, в книге я рассказываю о рисунке Антона Сорокина. При внимательном изучении этой работы мне удалось обнаружить подпись автора, которая затерялась среди декора. Тогда еще не было интернета, и я искала информацию об этом художнике в различных книжных источниках. Так появилось мое исследование «Загадочный автор загадочного рисунка». Эта работа попала к нам в фонды от ленинградского коллекционера и историка Петра Евгеньевича Корнилова. Как оказалось, Антон Сорокин родом из Сибири, и у себя на родине он в первую очередь известен не как художник, а как писатель. Это очень неординарная, эпатажная личность начала ХХ века, поэтому и на рисунке у него изображены несовместимые вещи: у цветка, растущего в простом чугунке, с одной стороны бутон розы, с другой – завядший плод.

Еще одно открытие сделано тоже в работе с коллекцией Петра Корнилова – оно связано с именем Эссен Бениты. Это очень интересная художница, начинавшая свою творческую деятельность в 20-30 годы XX века в Ленинграде, с довольно непростой судьбой. На нее сильно повлияла смерть ее мужа, многие свои работы она никому не показывала, а часть уничтожила. Во время войны была в эвакуации в Средней Азии, затем, вернувшись в Ленинград, вновь обратилась к творчеству. И одна из ее работ тоже у нас числилась долгое время с неизвестным авторством.

Даже на обложку книги я взяла свое открытие – произведение Василия Владимирова «Давид, играющий на арфе перед Саулом». Картина поступила к нам в 80-е годы под названием «Арфистка». Исследуя эту вещь, я поняла, что никакая это не арфистка, а именно юный Давид, который играет на арфе и успокаивает своего правителя Саула, у которого были жуткие головные боли.

Вторая часть книги посвящена художникам. О ком здесь вы рассказываете?

Материалов о художниках за время работы накопилось очень много, все они в книгу, конечно, не вошли. Сюда я взяла статьи о тех художниках, которые мне близки – Джанна Тутунджан, Михаил Копьев, Генрих Асафов, Николай Мишуста и другие . Также я включила в книгу материалы о художниках, которые не так часто являются героями искусствоведческих статей. Может быть, я даже одна о них и писала, но, тем не менее, это замечательные мастера своего дела – например, Валентина Никитична Шапкина или Нина Витальевна Железняк, о которой, к сожалению, совсем немного публикаций.

Теги: презентация, издание, книга, ВОКГ, Вологда, Любовь Соснина, искусство, искусствоведение
Ирина Сорокина

Новости по теме