Реставраторы из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица продолжат работы по изучению настенной живописи в храме Рождества Христова.

Исследование монументальных произведений пройдет в рамках проекта «Живоносный источник: Святая земля Тотемская». Это уже третья инициатива местного прихода, поддержанная Фондом президентских грантов. На выделенные средства ведется просветительская работа, производится реставрация храма, привлекается внимание к его истории и местночтимым святым.

С 2021 по 2022 год на грантовые средства побелили первый этаж, покрасили крышу и стены крыльца, заменили основания креста на малых куполах, покрасили водосточные трубы с предварительной обработкой от ржавчины. В прошлом году начались работы внутри здания: осенью изучить состояние храмовой живописи приехали специалисты из Академии Штиглица.

Исследуемые росписи верхнего придела выполнены в технике гризайль – то есть с использованием градаций одного цвета. В архитектуре стиля барокко гризайль применяли для имитации барельефов. В России эта техника начала распространяться с XVIII века.

Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного Живопись в холодном приделе церкви Рождества Христова. Фото Михаила Рогозного

Живопись на втором этаже Христорождественского храма предварительно датируется XIX веком и нуждается в реставрации.

«Мы провели обследование, взяли пробы на химические и микологические исследования. К сожалению, росписи находятся в аварийном состоянии: красочный слой шелушится и разваливается. Это вызвано тем, что долгое время храм оставался заброшенным, внутри была сырость. Также много утрат возникло из-за разделения второго этажа перекрытием», – отмечает заведующий кафедрой живописи и реставрации Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Михаил Рогозный.

Христорождественская церковь обладает богатой историей. Здание расположено в центре Тотьмы и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Первое упоминание о храме Рождества Христова относится к 1620 году. В писцовых книгах конца XVII века описывается, что деревянная церковь имела шатровый верх и рубленую колокольню при входе.

Одноэтажное каменное здание Христорождественского храма было возведено в 1746 году и сочетало в себе древнерусские формы и элементы барокко. Верхний холодный придел и знаменитые картуши памятник обрел уже к концу XVIII века. Двухпрестольную церковь освятил архимандрит Спасо-Суморина монастыря Иосаф: нижний теплый храм – в честь Рождества Христова, а верхний холодный – в честь Николая Чудотворца. Позже была возведена отдельная колокольня с престолом во имя Параскевы Пятницы.

фото Михаила Рогозного фото Михаила Рогозного фото Михаила Рогозного фото Михаила Рогозного фото Михаила Рогозного Фото из группы: public170654869 Фото из группы: public170654869 Фото из группы: public170654869

Кто расписывал верхний храм, пока остается загадкой. Есть предположение, что это мог быть вологодский художник, академик портретной живописи Платон Тюрин. Он также работал в технике гризайль. Примеры подобных росписей есть в храме Михаила Архангела в Сокольском районе. В Тотьме художник расписывал Вознесенский храм Спасо-Суморина монастыря. Однако документальных подтверждений его участия в росписи Христорождественской церкви на данный момент нет.

В рамках проекта «Живоносный источник» сотрудники Тотемского музейного объединения изучили краеведческие документы, хронологические описи и исторические справки из фондов ТМО, а также клировые ведомости на портале архивной службы области, но данных об авторе живописи обнаружить не удалось.

Известно, что во время городского пожара 1843 года особенно пострадал второй этаж Христорождественской церкви. Согласно рапорту игумена Спасо-Суморина монастыря Феодосия от 1874 года, верхний холодный храм был заново освящен «по учинении новой живописи на стенах и перемене одежд на престоле». Таким образом, росписи на сегодняшний день датируются предварительно серединой XIX века.

В советские годы Христорождественский храм был обезглавлен и приспособлен под хозяйственные нужды. К концу ХХ века он представлял собой печальное зрелище.

Первые меры по сохранению памятника были предприняты в 1984 году, когда тотемский реставрационный участок, возглавляемый мастером Леонидом Лукиным, получил задание на укрепление и восстановление храма от Министерства культуры. Но финансирование шло медленно, и работы затянулись более чем на 10 лет. За это время под руководством московского архитектора Игоря Медведева, отвечавшего за реставрацию тотемских храмов, у церкви появились главка, кресты, деревянные окна, укреплен фундамент, установлены леса для реставрации фасада.

В перестроечные времена работы были приостановлены и возобновились только в середине 90-х после того, как здание было передано Русской православной церкви. В этот период частично был восстановлен для богослужений и освящен нижний теплый придел. В честь 2000-летия с Рождества Иисуса Христа государство также выделило средства на покраску фасадов.

Спустя 20 лет реставрационные работы возобновились на фасадах. Теперь особое внимание будет уделено настенной живописи в верхнем приделе. Весной в Тотьму снова прибудут реставраторы из Академии Штиглица, чтобы продолжить исследование росписей. Кроме того, петербургские специалисты продолжат спасать росписи Георгиевского храма в селе Коскове Кичменгско-Городецкого района.

Теги: академия штиглица, реставрация, живопись, гризайль
Алина Махлина

Новости по теме