Выставкой «Певец Северной магнитки» отметили в Вологде 100-летие крупнейшего советского графика Владимира Ветрогонского. Художника многое связывало с Вологодчиной – он родился в деревне Пухтаево Борисово-Судского района и позже – уже проживая в Ленинграде – писал: «На Вологодчине начало моего мира, начало моего удивления, моего характера». На родину он часто приезжал в зрелом возрасте, чтобы изобразить жизнь Череповецкого металлургического завода – художник уделял особое внимание индустриальной теме.

Владимир Ветрогонский с отличием окончил школу при Академии художеств. Особый отпечаток на его творчество наложила Великая Отечественная война. Как только юноша достиг призывного возраста, он отправился добровольцем в пехоту – в ту же часть, где погиб его отец. Между боями рисовал, и эти наброски в мирное время стали серией литографий «По дорогам войны».

После войны Владимир Ветрогонский окончил Академию художеств по классу знаменитого советского графика профессора Алексей Пахомова, и ему предложили поступить в аспирантуру: он стал преподавать в родном институте и воспитал не одно поколение талантливых графиков.

Ветрогонский работал в автолитографии и линогравюре. В 1952-1958 годах вместе с другом, художником Михаилом Труфановым ездил на Донбасс, в Макеевку на металлургический завод, и с этого момента индустриальная тема стала центральной в его творчестве.

Заводы и фабрики тогда притягивали молодежь, которая хотела восстановить страну, а индустриальная тема в искусстве считалась модной и авангардной. Благодаря поездкам у Владимира Ветрогонского появляется серия цветных линогравюр «Заводские будни», за которую художник получил золотую медаль на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957 году.

Владимир Ветрогонский с конца 1950-х ежегодно ездил на малую родину, совершая водное путешествие по Неве, Ладожскому озеру, Волго-Балту. Эти поездки стали источником вдохновения для большого цикла работ художника «По родному Северо-Западу». В это же время появились его известные серии «Северная Магнитка», «Кириши», «Волго-Балт» и другие.

В 1959-1961-х годах художник создает самую известную серию, ставшую классикой отечественной гравюры – «Северная Магнитка», посвященную Череповецкому металлургическому заводу.

До конца жизни художник обращался к этой теме. В первой серии он исполнил 12 цветных линогравюр. Ее называли «огненной сюитой», не случайно художник говорил: «Я люблю огонь. Я – огнепоклонник». Он вспоминал: «Когда построили металлургический завод в Череповце, меня потянуло туда. Приехал в Череповец в 1959 году. Я ходил как завороженный. Облик города неузнаваемо изменился, жизнь его стала новой. А вдали гордо высились домны и заводские трубы – «виновники» этих перемен. Много волнующего увидел я на заводе… Передо мной раскрылась поэзия труда металлургов, и об этом неудержимо хотелось рассказать».

Владимиру Ветрогонскому удалось побывать в цехах, наблюдать за плавкой металла, работой людей – перенести в графику настоящую заводскую жизнь. Он также организовывал практику для своих студентов, увлекая их этой темой. Художник стал одним из участников Череповецкой индустриальной группы авторов, которые в своих произведениях представляли жизнь завода, историю становления предприятия, рабочих. Владимир Ветрогонский подружился с доменщиками, сталеварами – они ценили его, а он сумел в портретах отразить закаленный металлом мужской характер. Гравюры Ветрогонского были настолько популярны, что их печатали в самых разных журналах, а гравюра «Оператор», где изображена молодая девушка, стала символом трудовой молодежи 1950-60 годов. Эту работу и еще несколько литографий Северной магнитки можно увидеть в Доме Корбакова.

«Труд тяжелый, для настоящих мужчин, героический, рисковый – Владимиру Ветрогонскому это было очень интересно. Его увлекал этот пафос созидания, стремление к светлому будущему, – рассказала куратор выставки, заместитель директора ВОКГ по науке Ирина Балашова. – Он выбрал технику линогравюры. Графика тогда была очень популярна – большими гравюрами, эстампами было модно украшать пространство квартиры. На выставке мы как раз отражаем атмосферу и колорит того времени. Здесь можно увидеть многие работы из серии «Заводские будни», которая принесла художнику популярность – она была известна даже за рубежом, например, итальянский график Ренато Гуттузо отметил работу «У стрелки» – в женщине-стрелочнице он увидел Мадонну. За эту серию он получил золотую медаль, а в 60-е годы его премировали поездкой в Париж. С тех пор Ветрогонский постоянно путешествовал и объехал практически весь мир».

Помимо индустриальной графики на выставке показаны акварельные работы художника. Это пейзажи, сделанные в путешествиях и во время традиционных водных поездок в Череповец. «Его привлекала суровая красота Севера, где пасмурно, туманно и дождливо – он видел в этом свою поэзию. Акварели он писал в один прием по сырому листу широкой кистью, здесь сложно что-то исправить, поэтому мгновенные работы – настоящее мастерство», – отметила Ирина Балашова. – На выставке мы показываем три парижских акварели, а также работы, связанные Италией, Болгарией».

Выставка «Певец Северной магнитки» будет работать до 5 ноября в каминном зале Дома Корбакова (Вологда, ул. Октябрьская, 13). Вход по билету. Действует Пушкинская карта.

6+

Теги: ВОКГ, Дом Корбакова, выставка, ветрогонский, Вологда, графика
Ирина Сорокина

Новости по теме