В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике прошла творческая встреча с заслуженной артисткой РСФСР Натальей Варлей. Актриса снялась более чем в 60 фильмах, но свою колоссальную известность и популярность обрела, конечно, после «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая, вышедшей на экраны в 1967 году.

На встречу с Варлей в Кириллов приехали гости из Вологды, Череповца, Шексны, Архангельска и Ярославля. Творческий вечер в конференц-зале музея прошел при полном аншлаге. Стихи собственного сочинения, авторские песни, интересные истории – артистка раскрывалась вологодскому зрителю с разных сторон.

Как оказалось, в Кириллове известная актриса уже бывала. «Это было 25 лет назад – с моим младшим сыном мы совершали паломническое путешествие по святым местам. Были не только в Кирилло-Белозерском монастыре, но и в Ферапонтово, на Валааме…» – рассказала Наталья Варлей.

Артистка призналась, что тогда, четверть века назад, монастырь выглядел намного печальнее, чем сейчас. Реставрация Кирилло-Белозерского музея-заповедника позволила не только сохранить, но и преобразить памятники архитектуры и фортификационные сооружения.

За время своего визита на Вологодчину Наталья Варлей посетила экспозиции Кирилло-Белозерского музея-заповедника, побывала в Музее фресок Дионисия и, выступая на кирилловской сцене, говорила не только о своём творчестве, но и о чудесах, которые с ней случались при чтении молитв.

«Как-то я летела со съёмок с целым чемоданом книг (тогда они были в дефиците) и с зарплатой за фильм «Дмитрий Кантемир», в котором я снималась в роли Русеты. Через Минеральные воды я должна была попасть в Кишинёв на съёмку фильма «Большой Аттракцион». По прибытии меня не встретили – рейс перепутали. На такси с такой суммой денег я ехать не решилась, выбрала автобус. Очень долго добиралась и, выйдя на остановке, подошла к милиционеру, спросила, как доехать до гостиницы «Нарзан», а он сказал: «Э-э, Нарзан… Это близка. Валера, падвизёшь?» Там стояла чёрная «Волга», в которую я почему-то села. Валера меня увез и сказал, «не сапративляйса, я всё равно тибя убью». Я так была напугана, плакала, умоляла, и не зная еще тогда молитв, без конца читала только «Отче Наш» да твердила «Господи, помилуй». Сижу, сумочку к себе прижимаю, в которой лежат деньги, завернутые в носовой платочек, а сверху паспорт. И думаю, ну, всё… А он у меня сумочку вырывает, открывает паспорт и начинает им хлестать себя по щекам: «Пачиму ты не сказала, что ты Наталья Варлей?! Я так хотел с ней пазнакомица!»

После этого Валера свёз артистку в гостиницу (при этом причитая, какой он подлец), извинился и умудрился даже оставить свой номер. Как-то он даже написал письмо Наталье Варлей, в котором просил прощения за свой поступок.

Актриса уверена – вера в Бога ей часто помогает. «У меня очень хороший ангел-хранитель! – замечает она. – Мы должны были писать песню ко Дню Победы для передачи «Сегодня вечером»… Стою на тротуаре на Новом Арбате и жду, когда за мной придёт машина. Вдруг меня кто-то толкает плечом, я падаю на руку, которая, конечно же, как выяснилось впоследствии, ломается. Ничего не понимаю, переворачиваюсь на спину и вижу, что я лежу под днищем машины – слева колесо и справа колесо. И тетки какие-то кричат – «Что ж ты наделал? Ты же человека задавил!» Оказывается, на тротуаре стоял развозчик воды, и он почему-то решил перепарковаться. И сделал это задом, при этом разговаривая по телефону и не смотря никуда. Но в это время подъехала машина, которая везла меня на студию звукозаписи, я села и уехала. Коллеги не понимали, почему я не спросила даже имени нарушителя, не вызвала полицию. А меня вдруг осенило – если бы он немного изменил угол, то мог бы проехать по голове или и вовсе раздавить меня. А ангел-хранитель положил меня под машину, как в пенальчик. Слава Богу за всё».

В стенах Кирилло-Белозерского музея-заповедника Наталья Владимировна исполняла свои песни (а их уже более 50) и произведения подруги Екатерины Семёновой, читала проникновенные стихи (в её арсенале четыре поэтических сборника плюс автобиографичная книга «Канатоходка»), рассказывала о цирковой деятельности, с которой и началась её работа в кино.

Зрителям программы «Автопортрет» артистка показала не только сцены с её участием из разных картин, но и несколько номеров журнала «Ералаш», где она сыграла несколько ролей.

На сцене музея известная артистка не играла – она говорила о простых истинах – о балансе между добром и злом, любовью и ненавистью. И даже, когда из зала прозвучал вопрос о «Вие», она прервала выступающего: «В этих святых стенах о нечисти говорить не хочу. Тогда, во время съёмок картины, я была невоцерковленным человеком, позднее просила прощения у Бога за эту роль».

Творческая встреча завершилась бурными аплодисментами и признаниями в любви артистке. Финальной точкой вечера стала «Песенка про медведей» в исполнении Натальи Варлей.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, творческая встреча
Мария Хаустова, пресс-служба Кирилло-Белозерского музея-заповедника

Новости по теме