Очень женскую историю в откровенном разговоре со зрителем представила актриса Вологодского театра для детей и молодежи Екатерина Чаукина.  В Вологодском Доме актера прошла премьера ее авторского моноспектакля «Горбатая» по пьесе известного современного драматурга Ярославы Пулинович.

…Неуклюжая, объемных форм дама протискивается среди зрителей, и, взгромоздясь за письменный стол, начинает в красках рассказывать свою жизнь. «Приключений» у нее накопилось немало. Свой рассказ она ведет искренне, без бахвальства и жалоб. Далеко не красавица, образования не получила, даже настоящего свидания в жизни не случилось – но разве это повод отчаиваться? Для нее – нет, на трудности она смотрит с улыбкой. Главное, чтобы у ее родных все было хорошо, а о себе приходится думать в последнюю очередь. В семье она самая старшая, на нее свалились все тяготы и заботы о сестрах и братьях, у которых что ни день, то какие-то жизненные перипетии. Она же как мама их подбадривает, помогает, в том числе и финансово. Ни на кого не обижается – всех принимает, кто бы каким ни был. Выхаживает и воспитывает как родного сына своего племянника с ДЦП, покупает квартиру брату с женой, берет кредит на адвоката, поддерживает сестру, которая то влюбляется в заключенного, то выходит замуж за мусульманина. В любой критической ситуации она уверена, что справится, и действительно справляется, хотя и признается – не всегда бывает легко.  Сама себе говорит: «Ну я ж горбатая, только горб-то под одеждой не видно». Горб в этой истории символичный, потому что на своем «горбу» женщина и тащит всю свою семью, в нем она находит оправдание своим поступкам и внутренним страхам.

Удивительный оптимизм и материнская жертвенность главной героини Пулинович с «душой нараспашку» покорили Екатерину Чаукину, именно поэтому актриса решила создать этот авторский спектакль. Здесь она выступает и как режиссер, и как сценограф, и как художник по костюмам. И музыкальное оформление подобрано ею самой.  Как призналась актриса, она обратилась к современной пьесе, потому что, во-первых, ее не так часто ставят в театре, а во-вторых, было очень интересно представить на сцене сегодняшний день и своих современников с близкими по духу ритмами и социальными проблемами. О своей новой работе Екатерина Чаукина рассказала cultinfo.ru

Как пришла идея поставить эту пьесу, и что в ней вас больше всего привлекло?

Выбор этой пьесы получился совершенно случайным, и у меня сложилось ощущение, что это не я ее нашла, а она меня. Когда я ее прочитала, меня что-то в ней зацепило, а что – я не сразу поняла. Сама история полностью мне открылась уже в процессе работы над спектаклем. Я почувствовала, как в ней много любви – просто бескрайний океан, в котором можно захлебнуться. Мне очень нравится, когда после спектакля зрители подходят и делятся своими наблюдениями, причем схожими. В моей героине они узнают свою крестную, соседку, маму, бабушку и даже себя. Это так здорово, что получился настолько собирательный узнаваемый образ, ведь сам спектакль как раз обо всех нас.

Обычно актрисы стремятся сыграть красивых харизматичных персонажей, а здесь у вас такая несуразная внешне и в чем-то странная дама. Какой вы сами видите свою героиню?

Мне кажется, чем дальше от тебя герой, тем интереснее, объемнее работать с ним. Конечно, ты лепишь этот образ из себя, своего жизненного опыта, из подсмотренного и подслушанного.  Это очень любопытно, когда ты двигаешься не в свою сторону, а в обратную. В начале пьесы героиня даже внешне прописана такая вся грузная, объемная, и мы с бутафором долго думали, как сделать такие формы, чтобы они были не только физиологичные, но и удобные для меня, ведь я активно двигаюсь: и по сцене перемещаюсь, и сажусь, и даже на стол ложусь. За основу моего костюма взята шарнирная кукла, и мы буквально «лепили» наряд на мне, я в течение двух недель ежедневно ходила на примерки. Мы очень долго работали над образом, чтобы добиться этого эффекта естественности.

На первый взгляд может показаться, что моя героиня слабая, но это не так. Ее сила в любви. Она такая большая, неуклюжая, грузная, но очень ранимая, и самое главное – настоящая. Я показываю в конце, что внутри любого человека – маленький он или большой, здоровый или с какими-то ограниченными возможностями, старый или молодой, – есть внутреннее «я»: тонкое, ранимое, у которого нет возраста. Мне очень хотелось передать это ощущение ранимости. У моей героини нет реального горба, потому что история не про физическое увечье, а наши ментальные «горбы», которые мы себе придумываем, чтобы оправдать свои внутренние жертвы. Но она, несомненно, счастливый человек. Кто-то из зрителей говорит, что ее жаль, а в спектакле она жалеет всех. У нее своя позиция, мне было интересно посмотреть на мир ее глазами. Эта роль оставила на мне свой большой отпечаток, потому что, искупавшись в такой любви, познав ее, ты уже не можешь сделать шаг назад, знаешь, что может быть по-другому. Я очень благодарна автору пьесы за это. Умение любить – удивительное качество. В финале неслучайно звучит Евангелие – это мое решение, в пьесе этого нет. Просто спектакль весь настолько пропитан любовью, что мне хотелось провести какую-то черту, а лучше всего сказано об этом чувстве именно в послании коринфянам, кусочек которого я сама читаю в завершении спектакля. Мне хотелось, чтобы в финале у зрителя осталось светлое ощущение.

В спектакле используется мультипликация – ее специально к постановке сделала Ксения Серая.

Да. С Ксенией мы познакомились год назад, в творческих кругах ее многие знают. Это молодой интересный художник со своим взглядом на мир, на природу вещей. У нас с ней было несколько фотопроектов. Мне нужна была ее помощь с проектором в финале, но, когда мы встретились, чтобы обговорить, то придумали другой эффект – мультипликацию, которую Ксюша сделала очень емкой, это добавило спектаклю еще один план и придало особую глубину. Мы смогли показать с помощью мультипликации внутреннее состояние моей героини.

Я надеюсь у нас еще появятся какие-то совместные проекты, для Ксении это была ее первая коллаборация с театром.

Как подбиралась музыка?

Когда я читала пьесу, сразу услышала мелодику речи моей героини, именно исходя из этого получились и музыкальные фрагменты. И в спектакле есть три музыкальных лейтмотива. «Калинушка» – это все, что касается семьи. Звучание балалайки коллектива «Терем-квартет» сопровождает моменты, которые касаются личности героини, ее переживаний. Третий мотив – мелодия бонго – это все, что связано с Сеней, с которым у нее переписка. И если первые две мелодии русские, то бонго звучит на ангольском языке, потому что это касается любви между мужчиной и женщиной, которую героиня так и не познала.

Ваш спектакль посвящен бабушке и маме…

Да, мне изначально очень хотелось посвятить его самым дорогим людям. Бабушки уже давно нет в живых, но я хорошо ее помню, два года жила с ней. Я в первый класс пошла с ней, в музыкальную школу. Бабушка была очень интересным человеком, мне кажется, она за эти два года столько успела в меня вложить! В детстве у меня не было мечты работать в театре, но я помню, как бабушка любила актеров, и мне от нее досталось три больших альбома с фотографиями советских артистов – ценный для меня раритет. Я всегда думала, что буду музыкантом, но стала актрисой, и очень жаль, что бабушка об этом не узнала. Мама была старшим ребенком в семье. В 16 лет пошла работать, а со своей первой зарплаты купила обеим младшим сестрам резиновые сапоги, надев которые, они радостно бегали по лужам. Для меня дорога эта история, этот мамин поступок – такая же жертвенность, как у героини этого спектакля. Мама не раз так поступала и в отношении своих детей, у нее тоже три дочки, я средняя. В 16 лет я уехала из дома учиться, и с тех пор не живу с мамой. Она в Мурманске, мы с ней редко видимся, и я очень скучаю по ней. Мне хотелось что-то сделать для нее, это было для меня очень важно.

Следующий показ спектакля будет 1 и 2 мая в 19.00 в Вологодском Доме актера. Заказ билетов в группе и по телефону (8172) 21-16-00.

Теги: Дом актера, моноспектакль, екатерина чаукина
Ирина Сорокина

Новости по теме