Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» (6+) открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Проект приурочен к 320-летию основания северной столицы.

Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Виталий Тюленев. Конец сказки. 1992. Холст, масло. Алексей Успенский. Фонтанка. 1935. Бумага, акварель, гуашь. Завен Аршакуни. Оплакивание. 1985. Холст, масло. Всеволод Воинов. Портрет Ксении Воиновой, жены художника. 1911. Бумага, пастель, сангина, уголь.  Всеволод Воинов. Деревья. Тиришвей. 1911. Бумага, акварель Георгий Верейский. Пейзаж из окна. Ленинград. 1920-е. Холст, масло. Георгий Верейский. Портрет А.Н. Бенуа. 1926. Бумага, литография Георгий Верейский. Портрет Б.М. Кустодиева. 1922. Бумага, автолитография Мстислав Добужинский. Летний сад зимой. 1922. Бумага, литография Анна Остроумова-Лебедева. Петербург. Колонны Биржи и Петропавловская крепость. 1908 Анна Остроумова-Лебедева. Летний сад в инее.1929 Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Завен Аршакуни. Работницы. 1965 Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» 6+ открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Ирина Балашова

Экспозиция состоит из 140 произведений живописи и графики ленинградских художников. Связь с городом на Неве у главного художественного музея Вологодской области установилась еще с момента учреждения галереи – с 1952 года.

«Картинная галерея находилась тогда на стадии становления. Были необходимы произведения, за которыми обратились к ленинградским искусствоведам, в частности, к Петру Корнилову. Он работал в Русском музее и преподавал в Институте имени Репина, поэтому имел широкий круг контактов. К нам приглашали ленинградских художников, они проводили свои выставки, дарили произведения. Петр Евгеньевич тоже приезжал и консультировал. Он подарил галерее много произведений из своей коллекции – это и графика, и живопись, в том числе XIX века», – рассказала куратор выставки, заместитель директора ВОКГ по науке Ирина Балашова.

Представленные на выставке работы классика русской графики XIX века Анны Остроумовой-Лебедевой, тоже стали частью коллекции галереи в период ее становления. На тот момент художница была еще жива. Когда она узнала, что ее работы экспонируются в Вологде, то написала директору галереи Семену Ивенскому, спрашивала, как расположены ее картины и где. Семён Георгивич приглашал ее посетить областную столицу.

«Молодой картинной галерее было важно иметь контакт с выдающимся художником, живым классиком. Так родилась традиция при проведении выставки взаимодействовать с художником, очаровываться, восхищаться, пропагандировать его искусство в нашей картинной галерее», – отмечает Ирина Балашова.

Кроме Анны Остроумовой-Лебедевой, объединение «Мир искусства» представлено работами Мстислава Добужинского. Продолжают экспозицию мастера 1920-30-х годов: Георгий Верейский, Константин Рудаков. А 60-80-е годы погремели рядом персональных и групповых выставок, идущих вразрез с официально принятыми канонами. Работы одного из таких мастеров – графика Андрея Геннадиева – открывают выставку. Его произведения переносят зрителя в XVIII век. Герои картин – галантные мужчины в париках и треуголках.

Не имеет аналогов живопись группы «Одиннадцать», основанной в 1972 году. В объединение входили авторы Завен Аршакуни и Герман Егошин, Виталий Тюленев и Виктор Тетерин. Они создавали романтическую вселенную цвета и света, дающую радость и счастье. С Вологодской областной картинной галереей их связывала крепкая дружба.

После выставок часть работ закупалось, но в основном молодые художники дарили их галерее, благодаря чему стала возможна и выставка «Мост культур».

Контакты с Санкт-Петербургом не прерываются и по сей день. Логическим продолжением экспозиции стала персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец (12+). Молодой автор занимается экслибрисом, станковой и книжной гравюрой, работает в старинной технике офорт (гравюра на металле). Хрупкая девушка режет и шлифует металл, имеет дело с опасными веществами, защититься от ядовитых паров которых помогает респиратор.

Художница окончила факультет графики в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. На пятом этаже представлена ее дипломная работа – иллюстрации к роману древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Произведение, созданное во II веке нашей эры, повествует о приключениях знатного юноши Луция, который после неудачного эксперимента с мазями превращается в осла и вынужден долгое время провести в шкуре животного. На выставке можно увидеть 15 иллюстраций к роману, а также работы, изображающие события вставной новеллы о любви Амура и Психеи. Отдельная серия посвящена мифу об Орфее и Эвридике.

Иллюстрации к «Пиковой даме» Александра Пушкина выполнена в рамках уникального проекта по созданию книги ручной работы. Издание вышло в виде колоды карт. Каждый лист был изготовлен на бумаге, созданной способом ручного отлива из хлопкового волокна. Один из экземпляров книги был приобретен Эрмитажем.

Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец Персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец

«Мне хотелось изобразить в серии, как нарастает безумие главного героя. В первых иллюстрациях прослеживается сюжет и реалистичная мизансцена, затем постепенно с героем начинают происходить метаморфозы. На последней иллюстрации он сидит в карточном домике – то есть, по сути, связь с реальностью потеряна, и он погружен в собственные бредовые фантазии», – говорит автор.

Выставку «Мост культур: Петербург – Вологда» и работы Екатерины Носовец можно увидеть на пятом этаже основного здания картинного галереи до 14 мая.

Теги: ВОКГ, выставка
Алина Махлина

Новости по теме