Выставка «Мост культур: Петербург – Вологда» (6+) открылась в главном здании Вологодской областной картинной галереи. Проект приурочен к 320-летию основания северной столицы.
Экспозиция состоит из 140 произведений живописи и графики ленинградских художников. Связь с городом на Неве у главного художественного музея Вологодской области установилась еще с момента учреждения галереи – с 1952 года.
«Картинная галерея находилась тогда на стадии становления. Были необходимы произведения, за которыми обратились к ленинградским искусствоведам, в частности, к Петру Корнилову. Он работал в Русском музее и преподавал в Институте имени Репина, поэтому имел широкий круг контактов. К нам приглашали ленинградских художников, они проводили свои выставки, дарили произведения. Петр Евгеньевич тоже приезжал и консультировал. Он подарил галерее много произведений из своей коллекции – это и графика, и живопись, в том числе XIX века», – рассказала куратор выставки, заместитель директора ВОКГ по науке Ирина Балашова.
Представленные на выставке работы классика русской графики XIX века Анны Остроумовой-Лебедевой, тоже стали частью коллекции галереи в период ее становления. На тот момент художница была еще жива. Когда она узнала, что ее работы экспонируются в Вологде, то написала директору галереи Семену Ивенскому, спрашивала, как расположены ее картины и где. Семён Георгивич приглашал ее посетить областную столицу.
«Молодой картинной галерее было важно иметь контакт с выдающимся художником, живым классиком. Так родилась традиция при проведении выставки взаимодействовать с художником, очаровываться, восхищаться, пропагандировать его искусство в нашей картинной галерее», – отмечает Ирина Балашова.
Кроме Анны Остроумовой-Лебедевой, объединение «Мир искусства» представлено работами Мстислава Добужинского. Продолжают экспозицию мастера 1920-30-х годов: Георгий Верейский, Константин Рудаков. А 60-80-е годы погремели рядом персональных и групповых выставок, идущих вразрез с официально принятыми канонами. Работы одного из таких мастеров – графика Андрея Геннадиева – открывают выставку. Его произведения переносят зрителя в XVIII век. Герои картин – галантные мужчины в париках и треуголках.
Не имеет аналогов живопись группы «Одиннадцать», основанной в 1972 году. В объединение входили авторы Завен Аршакуни и Герман Егошин, Виталий Тюленев и Виктор Тетерин. Они создавали романтическую вселенную цвета и света, дающую радость и счастье. С Вологодской областной картинной галереей их связывала крепкая дружба.
После выставок часть работ закупалось, но в основном молодые художники дарили их галерее, благодаря чему стала возможна и выставка «Мост культур».
Контакты с Санкт-Петербургом не прерываются и по сей день. Логическим продолжением экспозиции стала персональная выставка петербургской художницы Екатерины Носовец (12+). Молодой автор занимается экслибрисом, станковой и книжной гравюрой, работает в старинной технике офорт (гравюра на металле). Хрупкая девушка режет и шлифует металл, имеет дело с опасными веществами, защититься от ядовитых паров которых помогает респиратор.
Художница окончила факультет графики в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. На пятом этаже представлена ее дипломная работа – иллюстрации к роману древнеримского писателя Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Произведение, созданное во II веке нашей эры, повествует о приключениях знатного юноши Луция, который после неудачного эксперимента с мазями превращается в осла и вынужден долгое время провести в шкуре животного. На выставке можно увидеть 15 иллюстраций к роману, а также работы, изображающие события вставной новеллы о любви Амура и Психеи. Отдельная серия посвящена мифу об Орфее и Эвридике.
Иллюстрации к «Пиковой даме» Александра Пушкина выполнена в рамках уникального проекта по созданию книги ручной работы. Издание вышло в виде колоды карт. Каждый лист был изготовлен на бумаге, созданной способом ручного отлива из хлопкового волокна. Один из экземпляров книги был приобретен Эрмитажем.
«Мне хотелось изобразить в серии, как нарастает безумие главного героя. В первых иллюстрациях прослеживается сюжет и реалистичная мизансцена, затем постепенно с героем начинают происходить метаморфозы. На последней иллюстрации он сидит в карточном домике – то есть, по сути, связь с реальностью потеряна, и он погружен в собственные бредовые фантазии», – говорит автор.
Выставку «Мост культур: Петербург – Вологда» и работы Екатерины Носовец можно увидеть на пятом этаже основного здания картинного галереи до 14 мая.