В Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора Алёны Альтаповой.

Открытие состоялось в здании музея Академии Штиглица, построенном в XIX веке по проекту директора учебного заведения Максимилиана Месмахера. Архитектор стремился создать для студентов среду, воспитывающую вкус и способствующую развитию их мастерства. Поэтому помещения музея вобрали в себя лучшие достижения искусства разных стран и эпох.

Зал, в котором временно поселились «Джентльмены с железными шляпками», называется Папской Галереей или Лоджиями Рафаэля, так как прототипом для его оформления послужили Лоджии Рафаэля в Ватикане, расписанные по эскизам мастера. 

Особого рода произведением искусства являются и гвозди, что наглядно демонстрирует коллекция Алёны Альтаповой. Начало положил гвоздь, обнаруженный еще в школьные годы. Алёна нашла его вместе с сестрой в родной Тотьме во время прогулки по территории Спасо-Суморина монастыря. Но осознанно коллекционированием девушка занялась, уже связав свою жизнь с реставрацией. В настоящее время в собрании более 120 гвоздей

Богатый материал для коллекции дали объекты культурного наследия, возведенные с XVIII по XX века. Среди них знакомые вологжанам дом Ершовой, дом Засецких, Георгиевский храм на Гоголя, 1 – всего около 30 объектов. Имея натренированный глаз, некоторые гвозди можно обнаружить прямо на земле. Другие извлекаются из конструкций здания во время проведения ремонтно-реставрационных работ. Частично их возвращают на свои места зависимости от «работоспособности», а оставшиеся имеют шанс попасть в коллекцию.

«Джентльмены с железными шляпками» родом из Вологодской, Архангельской, Костромской, Московской областей и Республики Карелии.

В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой. В Академии Штиглица в Петербурге открылась выставка кованых гвоздей из коллекции вологодского архитектора-реставратора  Алёны Альтаповой.

Коллекция постоянно пополняется. Недавно переданы коллегами-реставраторами в собрание гвозди со знаменитой церкви Преображения Господня в Кижах. Храм известен тем, что построен без единого гвоздя. И основные конструкции здания, действительно, обходятся без них. Но для крепления декоративных элементов, лемеха и других деталей было использовано до 100 тысяч гвоздей. Два из них теперь красуются на одном из планшетов. 

На выставке можно увидеть экземпляры разных видов и размеров.

«Самые большие в коллекции – корабельные гвозди (от 25 до 50 см). Они использовались в стропильных системах, конструкциях перекрытий, при креплении направляющих под обшивку. Вдвое меньше их по длине полукорабельные. Между корабельными и полукорабельными можно выделить брусковые гвозди (от 20 до 25 см). Дальше идут тёсовые, у которых есть своя градация: троетесовые, двухтесовые, однотесовые. В зависимости от того, сколько тесин (досок по 3-4 см толщиной) они пробивают – одну, две или три. Самые маленькие на выставке драночные гвозди (до 4 см) крепят рейки драни к срубу под слой штукатурки», – рассказывает Алёна Альтапова.

Некоторые гвозди имеют необычную форму и назначение. На гвозди-подвесы, к примеру, подвешивались инструменты. А гвоздями-костылями крепили иконы и рамы.

В коллекции пока не хватает самого крупного вида гвоздей – так называемого шпиля. Подобные экземпляры достигают 71 см в длину. Коллекционер надеется, что и их когда-то удастся заполучить.

На выставке также можно узнать больше о самом процессе производства гвоздей.

«Считается, что первые кованые гвозди на Руси появились примерно в Х веке. До ХХ века технология их изготовления почти не менялась. Существовало два основных способа: из железного прута и из плоского железного листа», – рассказывает Алёна Альтапова.

В первом случае кузнец (или гвоздарь, как называли тех, кто кует гвозди) использовал железный прут, который после нагревания истончался на наковальне и разрезался на сегменты. При этом один конец заострялся, а другой утолщался. Из утолщенных концов затем формировалась шляпка при помощи специальной пластины с отверстиями – гвоздильни. Также с помощью гвоздильни придавали форму сечению (круглую, квадратную или треугольную). 

Как отмечает коллекционер, по по характеру обработки шляпки и сечения можно узнать руку кузнеца. Так на нескольких вологодских объектах реставратору встречались гвозди со скругленной верхней частью стержня (под шляпкой), при основном сечении его в виде квадрата, явно сделанные одним мастером. Второй способ изготовления предполагал вырезание заготовок гвоздей из плоских листов железа.

Открытие выставки «Джентльмены с железными шляпками» состоялось в рамках студенческого научно-практического форума «Реставрация. Наш взгляд – 2023», который проходил в Академии Штиглица 18-20 апреля. Вологодскую область на ней представил архитектор-реставратор I категории Владимир Лукин, выступивший с докладом об опыте восстановления вологодских памятников деревянного зодчества.

Теги: реставрация, академия штиглица, выставка
Алина Махлина

Новости по теме