Создатель уникальной авторской техники монотипии Николай Мишуста отмечает 70-летний юбилей. Мы гордимся, что этот замечательный художник уже 46 лет творит на вологодской земле – вдохновляется сам и щедро делится красотой своего искусства с вологжанами. Каждая встреча с художником – повод достать блокнот и записывать вслед за ним размышления о живописи, поэзии, Вологодчине. В юбилейный день рождения Николая Ивановича публикуем цитаты и выдержки из разговоров – конечно, почти все они посвящены его любимой монотипии.

«Надо запасаться большим терпением и долго экспериментировать, чтобы достичь успеха в монотипии. Я почувствовал перспективу этой техники и понял, что она имеет неограниченные живописные возможности. Ей подвластно всё: и глубина библейских сюжетов, и тончайшие цветовые переходы пейзажей, и нежные женские образы, и абстрактные многофигурные композиции».

«Монотипия – очень живая техника. Она ярко отражает свет. Я работаю масляными красками: без белил, по акварельному принципу и на грунтованной поверхности. Черную краску не использую вообще, могу смешать «синий кобальт» и получить более темный оттенок. Благодаря этому прозрачность сохраняется, красочный слой не впитывается, остается свежим и подвижным. Под давлением появляются красивые блики и неповторимая живописная фактура».

«Все произведения создаются на одном дыхании, поэтому в технике монотипии важно уметь работать быстро и без промедлений. На большую метровую картину у меня уходит примерно пять часов. За это время необходимо собрать композицию по цвету, тону, создать психологический образ произведения, придать ему цельность и колористическую гармонию. В монотипии очень важна точность – изображение получается зеркальным, поэтому недопустимо искажение форм и пропорций».

«Мне дорога каждая работа. Даже самые ранние экспериментальные произведения – не совсем удачные на первый взгляд – я оставлял, чтобы видеть свои неточности. А спустя время мог найти в них положительные стороны и удивиться».

«Я прочитал в одной статье, что с монотипией невозможно работать на жестких поверхностях. Почему нет? Я решил поэкспериментировать с сэндвич-панелями. Пластиковые снаружи и с прослойкой пенопласта внутри, они очень прочные, гладкие и не боятся влаги. Кстати, когда в мастерской прорвало трубы, именно картины на сендвич-панелях не пострадали от воды».

«Искусствоведы иногда пишут, что я ориентируюсь на европейские образцы – Рембрандта, Веласкеса, Тициана. Но это не так. У меня и трактовка, и композиция совершенно самостоятельные, мои, авторские. Подобного вы не найдете в истории искусства, чтобы сравнить. Я не заимствую ни у кого, пишу по памяти, по впечатлениям. Монотипия требует большой энергетической и художественной отдачи, но дарит моментальную радость и отличный результат».

«Земля вологодская, насколько она живописна! Какие виды для художников открываются – за вдохновением и ехать никуда не надо. Тотьма, Великий Устюг, Ферапонтово, Кириллов – это же кладезь красивейших пейзажей. А яшинские места! Бобришный угор над рекой Юг – это же чистая поэзия. В Александре Яшине я чувствую родственную душу, даже целый цикл стихотворений ему посвятил».

Еще одна грань творчества Николая Мишусты – это поэзия. Сам он признается: «У меня целые тетради написанных стихов». Публикуем, на наш взгляд, одно из самых красивых стихотворений автора.

Весны волшебный хоровод

Без лишних слов душе понятен
Весны волшебный хоровод:
Мерцанье линий, точек, пятен,
Теней и света переплет.

И в этом хаосе смешений
Весны я вижу светлый лик,
Гармонию соотношений
И дисгармонии конфликт.

И возрождения лепет вздорный,
И угасания мерный ход,
Все это жизни бег проворный –
Весны волшебный хоровод!

 

Теги: Николай Мишуста
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме