Статья петербургских художников-реставраторов Михаила Рогозного и Инги Будниченко, посвященная предварительным исследованиям живописи храма Рождества Христова в Тотьме, вышла в научном журнале «Terra artis. Искусство и дизайн». В материале специалисты делятся версией о происхождении росписей.

Авторы статьи являются художниками-реставраторами I категории. Михаил Рогозный заведует кафедрой живописи и реставрации Академии Штиглица. Инга Будниченко трудится в лаборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа. В Вологодской области, помимо изучения живописи в тотемском храме, специалисты занимаются сохранением росписей в доме Пановых в Вологде на улице Герцена, 38 и в Георгиевском храме села Косково в Кичменгско-Городецком районе.

Храм Рождества Христова в Тотьме построен в XVIII веке и является объектом культурного наследия федерального значения. С осени 2021 года в верхнем его приделе сотрудники и выпускники Академии Штиглица занимаются исследованием настенной живописи.

Храмовые росписи выполнены в технике гризайль – то есть с использованием градаций одного цвета (в данном случае в градациях серых, фиолетовых и синих оттенков). Предварительно живопись датируется серединой XIX века – периодом, когда церковь восстанавливали после городского пожара 1843 года. Именно тогда верхний храм был заново расписан, что следует из рапорта игумена Спасо-Суморина монастыря Феодосия от 1874 года.

Имя автора росписей в найденных документах не указывается. Изначально исследователи сделали предположение, что им мог быть известный вологодский художник, академик портретной живописи Платон Тюрин, который также использовал технику гризайли. Документально подтверждено, что он работал в Тотьме в 1864–1865 годах: художник расписывал Вознесенский храм Спасо-Суморина монастыря «по собственной композиции».

В Вологодском музее-заповеднике хранятся эскизы мастера, выполненные для монастыря. При внимательном их изучении реставраторы обнаружили сходство в изображении пророков и апостолов.

«Из 16 фигур, выполненных на холсте масляными красками в полихромной манере, семь схожи по рисунку с гризайлями в храме Рождества, – отмечают исследователи. – Чтобы утвердиться в своем предположении, мы проделали следующую работу: в графическом редакторе эскиз Тюрина был обведен по контуру, затем этот рисунок наложен на изображение схожей фигуры из храма Рождества. В результате стало наглядно видно, что эскизы Тюрина практически полностью совпадают по рисунку с изображениями неизвестного художника в Христорождественском храме».

При совмещении обнаружились лишь незначительные отличия и изменения в изображении складок одежды, положении рук и размерах некоторых фигур святых. Однако общая стилистика и манера исполнения росписей сильно отличаются от работ Платона Тюрина на других объектах. «В Христорождественской церкви перед нами более мягкая свето-теневая растушевка форм, обобщенные силуэты с более плавными очертаниями фигур, чем те, что мы видим в росписях барабана и купола Вознесенского собора», – подчеркивают в статье. Обнаружены и другие различия.

 В связи с этим исследователи делают предположение, что храм Рождества Христова расписывали ученики Тюрина под его руководством, частично используя его эскизы.

Авторы статьи называют Платона Тюрина Вологодским Рафаэлем, так как у Рафаэля тоже были ученики, каждый из которых писал в своей особенной манере, используя свои излюбленные материалы, но, тем не менее, опираясь на эскизы великого мастера.

Изучение росписей Христорождественской церкви в этом году будет продолжено. В Тотьму реставраторы приедут с наступлением лета, так как верхний придел не отапливается, и трудиться там можно только в теплое время года.

Работы по исследованию живописи в храме Рождества Христова ведутся на средства Фонда президентских грантов по проекту «Живоносный источник: Святая земля Тотемская».

С полным текстом статьи «Предварительные исследования живописи храма Рождества Христова в Тотьме. Загадки Вологодского Рафаэля» можно будет ознакомиться в электронной версии журнала (Terra artis. Искусство и дизайн. 2023. № 1. С. 45–56), которая появится на сайте Академии Штиглица в ближайшее время.

Теги: реставрация, академия штиглица, Тотьма, Платон Тюрин
Алина Махлина

Новости по теме