Выставка московских художников Кулиничей работает в каминном зале Дома Корбакова Вологодской картинной галереи. Большая часть из 50 работ выполнена в технике литографии. Авторами являются заслуженный художник России и действительный член Российской Академии народного искусства Анатолий Кулинич, его супруга Елена Борзых и их сын Никита Кулинич.

Вологодчина стала для художников источником вдохновения. Впечатления от поездок по области в 1980-е годы положили начало масштабным сериям работ. На выставке представлена лишь небольшая их часть.

Анатолий Кулинич создал цветную летопись Кирилло-Белозерского и Спасо-Каменного монастырей. Строительство, пожары, разрушение и возрождение – всё это нашло отражение в его литографиях. При создании циклов мастер обращался к книжной миниатюре и иконной стилистике.

«Отец работал не по заказу – в те времена эта тема была запретной. Поездки дали впечатления, но созданию серии предшествовало также исследование, нелегкий труд по поиску исторических материалов. Не говоря уже о том, что сама литография – это достаточно сложный технический процесс, для которого необходима специальная мастерская. Работы многоцветны, а каждый цвет – это отдельный прогон на станке. Строки из летописи, сопровождающие картины, изначально наносились в зеркальном отражении. В работах используются разные графические приемы: пятно, штрих, линия, растяжки», – рассказывает сын художника Никита Кулинич.

Работа над сериями заняла практически 25 лет и, можно сказать, еще продолжается: мастер надеется запечатлеть современный вид Спасо-Каменного монастыря. Цветная летопись этой обители не имеет аналогов: ранее попыток воссоздать ее историю в литографиях не предпринималось.

Дополняют историческую тему на выставке философские произведения. Цикл «Размышления о жизни» Анатолия Кулинича исследователи сравнивают с «Капричос» Франциско Гойи, где тоже рассматриваются пороки общества. Однако художник смотрит на эту тему шире и отражает поиск человеком места в жизни, стремление к истине. Еще одна серия Анатолия Васильевича «Размышления о войне и мире», созданная еще в 80-е годы, оказалась поразительно актуальной и пророческой.

«Некоторые работы из этой серии даже не стал выставлять – отобрал наиболее «мягкие», так как сейчас это больной вопрос. Написаны они были в 1985 году – это, можно сказать, предчувствие будущих событий», – поделился куратор выставки Сергей Птухин.

Литографии Елены Борзых тоже стали плодами поездки в Вологодскую область. В 1970-е годы один из критиков назвал ее первой «примитивисткой» Москвы, но впоследствии художница стала отходить от наивного искусства. Представленные на выставке работы выросли из натурных зарисовок. Впоследствии они легли в основу и большой живописной серии, посвященной Вологодчине. На выставке можно полюбоваться архитектурными пейзажами художницы.

Серия Никиты Кулинича началась на рыбацких островах Псковско-Чудского озера, когда знакомые с детства места, в ночном свете вдруг открылись ему с новой стороны.

«Отражение звезд в воде, неизвестные птицы, силуэты. Я ходил ночью с блокнотом и в темноте делал какие-то закорючки при свете луны, и потом пытался их расшифровывать днем. Наиболее адекватной формой для выражения этих впечатлений показалась графика. Сначала думал про офорт, но потом все же решил, что литография. Делал зарисовки, потом рисунок в натуральную величину, который далее переводится на камень», – объясняет Никита Кулинич.

В работах используется один рисующий цвет и цветовая плашка, создающая атмосферу. Серия «Ночь» была отмечена наградой Академии художеств.

Никита с детства был включен в творческую жизнь. Вместе с папой присутствовал при создании литографий в Доме творчества, куда съезжались художники со всего Союза. Там же и пробовал себя в искусстве литографии, но при поступлении в Суриковский институт выбрал монументальное искусство. Не последнюю роль в этом сыграли мозаичные панно Александра Дейнеки на станции метро «Новокузнецкая», рядом с которой находилась мастерская Кулиничей. Они зажгли в будущем художнике желание создать нечто подобное.

«Ты разрабатываешь проект и стараешься вписать его в архитектуру, а дальше идет коллективная работа. Как мозаика составляется из маленьких камушков, так и команда у тебя из разных людей, и тебе нужно их собирать так, чтобы талант каждого работал на общий результат. С помощью мозаики ты формируешь пространство, в котором живут люди. Часто мы работаем в церквях. Среди художников есть мнение, что церковные заказы – это копиизм, но я считаю, что здесь широкое поле для творчества. Перед тобой открываются традиции от античности и первых веков христианства до XVI века, есть интересные византийские и испанские образцы. И ты волен выбирать, колористику в том числе. А ограничения только способствуют творчеству», – говорит Никита Кулинич.

Выставку графики художников Кулиничей можно посетить до 20 августа по адресу г. Вологда, ул. Октябрьская, 13. Вход по билету. Действует Пушкинская карта.

6+ 

Теги: литография, Дом Корбакова
Алина Махлина

Новости по теме