Фестиваль молодого кино VOICES вот-вот откроется в Вологде. Свой юбилей он встречает в кругу друзей, любимых зрителей и, конечно, с отличными фильмами. Директор фестиваля Максим Горбов рассказывает о том, как изменился VOICES, а куратор кинопрограмм Сергей Дёшин выделяет значимые показы этих дней.

Чем юбилейный, 10-й VOICES отличается от фестивалей прошлых лет

Максим: По разным причинам у нас стало меньше иностранных фильмов, в том числе в конкурсной программе. В этом году у VOICES небольшой бюджет по меркам международного фестиваля, и то, что сделала наша команда в плане программы и гостей – это подвиг. Нам удалось пригласить на юбилейный VOICES именно тех, кого мы действительно всегда хотели видеть здесь. Например, сбудется моя давняя мечта, чтобы композитор Владимир Мартынов выступил в Вологодском кремле. И в день открытия фестиваля он представит концерт «Декамерон. Продолжение» – новое прекрасное произведение. К нам приезжает режиссер Александр Сокуров, который в 2011 году был почетным гостем фестиваля. Он покажет свой новый фильм «Сказка». Такие истории украшают фестиваль, и мы этим гордимся.

В этом году на фестивале много лекций и концертов…

Максим: Мы давно хотели это сделать, но не доходили руки. Классически, если на фестиваль приезжает гость, то проводятся встречи и обсуждение его фильма после показа. В этом году мы расширили эту историю вместе с прекрасным проектом «Лекторий» – получилась большая образовательная программа, которая идет параллельно с фестивалем.

Все лекции совершенно разные. Наш давний друг, киновед, историк кино Николай Изволов расскажет про первого кинопродюсера в России. Александр Сокуров, о котором мы уже упомянули, обсудит со зрителями свой новый фильм «Сказка». Библиотекарь, блогер и журналист Николай Солодников проведет большую беседу о русской культуре. Павел Гнилорыбов – журналист, сотрудник Музея Москвы, историк, которого можно слушать часами – посвятит свою лекцию архитектуре. Композитор Анатолий Дзюба и режиссер Саша Мирошниченко расскажут о том, как мы слышим и слушаем музыку в кино.

Концертов будет три. Про Владимира Мартынова мы уже сказали. Мы знаем, что он признанный классик, но в концерте участвуют и два молодых музыканта – Павел Паньковский и Аркадий Пикунов – электрозвучание и саксофон. VOICES – это голоса молодых: наша конкурсная программа – это молодое кино, и в музыке мы стараемся придерживаться такого же принципа – голоса молодых и сплав опыта: с одной стороны, Мартынов, с другой – Пикунов и Паньковский.

Второй концерт – большая и важная история, ниточка, связывающая нас с Днями VOICES прошлого года. Тогда экспериментатор, перформер Сергей Сонин и его супруга Елена Самородова показывали в стенах Вологодского кремля «мир секретной России». В этом году мы решили пригласить их с ретроспективной работой «Стратегическое наследство» про завод «Энергомаш», который делает ракетные двигатели, и совместить кинопоказ с живой озвучкой от наших давних друзей, актеров Григория Калинина и Сергея Шайдакова – группы «Stolen Loops». Это будет что-то действительно уникальное и необычное под открытым небом в Кремле.

Третий концерт – нашего доброго друга, композитора-неоклассика Анатолия Дзюбы. Он с нами на протяжении многих фестивалей, его музыка звучала в трейлерах и тизерах VOICES. Анатолий даст концерт в вологодском Доме актера.

Давайте поговорим о фильмах. Какие в этом году есть программы?

Сергей: У нас традиционная для VOICES конкурсная программа, куда вошли пять игровых фильмов молодых режиссеров – первые или вторые работы. Три фильма российские, один норвежский и один французский, хотя снят на чеченском языке – «Клетка ищет птицу». Но главное наше чудо в том, что на фестивале есть иностранные фильмы, и мы открываем VOICES новой картиной Пьетро Марчелло «Скарлет». Удивительный автор – мне кажется, один из лучших в новейшем поколении итальянских режиссеров, который наследует традиции кинематографа своей страны и работает с киноязыком на новом уровне. Для российского зрителя этот фильм удивителен тем, что это вольная фантазия по повести «Алые паруса» Александра Грина. Также важно, что среди продюсеров фильма – российский продюсер Илья Стюарт, в одной из главных ролей – любимец российских киноманов Луи Гаррель. Для нас большая радость, что мы открываем фестиваль такой большой европейской прекрасной картиной. Это российская премьера ленты.

«Жанна Дюбарри» – фильм открытия Каннского кинофестиваля этого года. Долгожданное возвращение Джонни Деппа и большое костюмное французское кино, один из главных фильмов лета, который потом выйдет в российский прокат. И опять же российская премьера состоится на нашем фестивале. Уже сейчас понятно, что это один из самых популярных фильмов у зрителей, судя по проданным билетам. Мне кажется, комментарии излишни.

В этом году гораздо больше программа короткого метра. Когда мы ее формировали, то получилось, что наш большой друг Андрей Сильвестров прислал целый цикл своих фильмов, которые создали студенты в рамках его кинолаборатории. Мы долго думали, что выбрать, и пришли к мнению, что нельзя их разделять и разбивать. Мы включили все девять фильмов в нашу конкурсную программу, не выделяя кого-то одного из этой мастерской – пошли на эксперимент. Программа называется «9 девушек на краю реальности», и это будет отдельный показ.

Короткий метр получился разнообразным. Это и российские фильмы, которые были на конкурсе в Роттердаме, Берлинском кинофестивале; это фильм, победивший на очень почетном фестивале в Анжере, а также получивший приз в Пусане – «Беглец» Саломе Кинцурашвили, наконец, фильм молодого российского режиссера Михаила Балабина по рассказу Пелевина – «Вести из Непала».

В этом году зрителей ждет показ документального сериала «Россия-Одиссея», расскажите о нем.

Сергей: Это короткий метр, который сначала мы тоже хотели взять в конкурс. Удивительная серия фильмов, посвященная разным героям, снятая по всей России. Очень разные истории, которые при этом сложно показать отдельно. Мы решили представить весь цикл полностью – восемь фильмов молодых режиссеров: какие-то уже были представлены на фестивалях, какие-то – нет. Но полностью этот цикл показывается в России второй раз. Первый раз – на ВГИКовском фестивале.

Какие показы вошли в программу «Европейский экспресс»?

Мы показываем «Анатомию падения» Жюстин Трие, победившую в Каннах в этом году, а также драму «Тори и Локита» братьев Дарденн. Они не нуждаются в представлении – их давно считают главными европейскими гуманистами XXI века.

Фильм, который мне кажется предельно актуальным для России – «Мучения на островах» Альберта Серры. Это современный классик европейского кино. Он возглавил списки многих авторитетных изданий: легендарный французский журнал Cahiers du Cinéma и многие другие его ставили на первое место по итогам лучших фильмов 2022 года.

Максим и Сергей также составили свой топ-5 событий фестиваля.

Максим Горбов:
● Концерт Владимира Мартынова «Декамерон. Продолжение» 12+
● «Блажь», реж. Илья Поволоцкий 18+
● «Сказка», реж. Александр Сокуров 18+
● «Космос. Рождение. Стратегическое наследство». Живой сет Stolen Loops в Вологодском кремле 18+
● Лекция Николая Солодникова «Беседы о русской культуре» 12+

Сергей Дёшин:
● «Сказка», реж. Александр Сокуров 18+
● «Скарлет», реж. Пьетро Марчелло 16+
● «Мучения на островах», реж. Альберт Серра 16+
● «Анатомия падения», реж. Жюстин Трие 18+
● Программа №1 короткого метра 18+
● Бонус: лекция Николая Изволова «История первого кинопродюсера России» 12+

Теги: VOICES
Юрий Андронов, фото Романа Рудакова

Новости по теме