Что происходит с объектом культурного наследия федерального значения, разбирался портал cultinfo. Дом Смирнова на перекрестке улиц Кирова и Мальцева – типичный и в то же время выдающийся образец доходного дома рубежа XIX-XX веков (квартиры в нем сдавались).

В официальном реестре Минкультуры РФ он датирован XIX веком, в своем советском паспорте - 1900-м годом. Проводивший научно-изыскательские работы исследователь Александр Мухин выяснил, что разрешение на постройку двухэтажного особняка и хозяйственных зданий на углу Пятницкой (Мальцева) и Малой Обуховской (Кирова) крестьянин Яков Смирнов получил в 1914 году. На тот момент он уже владел второразрядной гостиницей «Москва», располагавшейся на Гостинодворской площади (сейчас перекресток улиц Мира и проспекта Победы).

Краевед Игорь Воронин выдвигает предположение, что Яков Смирнов мог перестроить возведенный предыдущим владельцем участка дом.

Так или иначе, новое П-образное здание на Пятницкой-Малой Обуховской выделялось богатым декором. Оно было увенчано решетками из просечного железа, карнизы украшала резьба, а вход «охраняли» накладные львиные маски из дерева. В доме имелись все удобства, доступные в то время: электричество, холодная вода, канализация и ванная, которая подогревалась специальными котлами. Эту ванную застали и поздние жильцы дома уже в советское время.

Первый этаж после окончания строительства заняли сами хозяева: Яков Афанасьевич с женой Марией Федоровной и тремя детьми Владимиром, Виктором и Варварой. А квартиры на втором этаже сдавались.

После революции Смирновы продолжили жить в доме, но уже с подселением. В 1919 году в доме проживало 16 семей. Среди них – семья революционера Ивана Саммера, состоящая из шести человек: он с женой и сын с дочерьми. По воспоминаниям старожилов, Саммеры жили там с 1917 по 1919 годы. Долгое время считалось, что здесь жил и другой революционер Вацлав Воровский, но этот факт опровергают данные о дате постройки дома (к этому времени революционер уже отбыл из Вологды).

Последние жильцы покинули дом в 2010 году, с тех пор здание пустовало и постепенно разрушалось, пока в 2016 году не было продано в частные руки. Новый собственник – предприниматель, занимающийся гостиничным бизнесом, владелец отелей на Воровского и Благовещенской – взялся за реставрацию.

Научно-проектную документацию разработали Научно-реставрационные производственные мастерские. Они же делали проект реставрации Сретенской церкви на набережной Вологды, дома купца Назарова, Кадниковского краеведческого музея и других объектов. Проект реставрации дома на Кирова, 32 получил положительное заключение историко-культурной экспертизы.

Проект НРПМ. Материалы с сайта компании Проект НРПМ. Материалы с сайта компании

Научно-проектную документацию разработали Научно-реставрационные производственные мастерские. Они же делали проект реставрации Сретенской церкви на набережной Вологды, дома купца Назарова, Кадниковского краеведческого музея и других объектов. Проект реставрации дома на Кирова, 32 получил положительное заключение историко-культурной экспертизы.

В 2018 году к работам на объекте приступила вологодская компания «СтарГрад». «Реставрация проводилась методом полной переборки сруба, для чего были проведены мероприятия по маркировке и деталировке частей памятника. Каждый элемент сруба обследовался, выявлялись дефекты, что указывалось в актах дефектовки. Верхние ряды под крышей были сильно подвержены гниению ввиду протечек кровли и уже не подлежали реставрации», – рассказывал в 2022 году газете «Премьер» директор «СтарГрада» Максим Путятин.

Организация имеет лицензию Минкультуры, реставрировала дом купца Назарова (в 2022 году за дело взялась другая компания), усадебный дом в селе Куркино и продолжает восстанавливать Сретенскую церковь на набережной реки Вологды.

Дом Смирнова должен был быть отреставрирован к 2020 году, однако работы, по словам подрядчика, растянулись по времени из-за пандемии и финансовых сложностей. Разборка дома завершилась в 2019 году, а сборка шла в 2020-2022 годах. «За это время бревна даже под навесом теряют свои свойства. В срубе они стоят долго, но как только их оттуда достают, они начинают гнить под влиянием влажности, другой микрофлоры. Если бы работы шли по плану, то удалось бы сохранить больше», – отмечал Максим Путятин.

Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022 Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022 Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022 Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022 Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022 Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022 Работы на Кирова, 32. Фото 05.01.2022

Сейчас компания воздерживается от комментариев, так как с мая 2023 года не имеет отношения к данному объекту. Согласно информации Комитета по охране объектов культурного наследия области, 1 мая 2023 года истек срок разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ на доме. Нового разрешения орган охраны не выдавал.

Авторский надзор и научное руководство при проведении реставрации с 2020 года осуществляло проектное бюро «Абрис». По закону, после завершения работ они обязаны были в течение трех месяцев предоставить научный отчет о выполненных работах. Но в связи с его отсутствием в адрес компании еще в 2023 году было направлено предостережение.

«До настоящего времени отчетная документация в соответствии с п. 7 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ в Комитет не поступала, поэтому оценить соответствие проведенных на объекте работ научно-проектной документации, согласованной органом охраны, не представляется возможным», – следует из ответа на запрос cultinfo.

При этом работы продолжаются, а кто их ведет, остается загадкой. Тем временем неравнодушные вологжане бьют тревогу, поскольку видят, как дом начинает утрачивать исторический облик.

Фото сделано 12.03.2024 Фото сделано 12.03.2024 Фото сделано 12.03.2024 Фото сделано 12.03.2024

«Меня убеждают в том, что дом обшивают вагонкой. Какая это вагонка? Невооруженным глазом видно, что это сайдинг. Декор резной напоминает бумажные полоски, которыми гробики раньше обшивали вместо бахромы. Остаётся одна оболочка, которая никакого представления не даёт о характере дома. Сейчас это очередной муляж. Когда провожу экскурсии и мы проезжаем по Кирова, я обычно обращаю внимание на разницу подходов к реставрации дома на Кирова, 33 и на Кирова, 32. В конце концов, какая история нам нужна? Ведь туристы едут не за муляжами, а за тем, чтобы прикоснуться к подлинной русской культуре», – делится мнением экскурсовод Александр Сазонов.

Свои опасения высказали и профессиональные реставраторы. В группе «Вологодские зодчие», созданной специалистами, занимающимися сохранением культурного наследия, был опубликован обзор объектов, отреставрированных в Вологде. Среди прочих был упомянут и дом Якова Смирнова. Авторы отмечают, что при работах были искажены пропорции окон, исторический рисунок подкровельного карниза. Также реставраторы обращают внимание на отсутствие колод в оконных и дверных проемах: «Вместо этого установлены коробки из досок, оконные рамы также выполнены с нарушением традиционного исторического конструктива, устройство стропильной системы и выкружного карниза сделано на современный лад и далеко от исторического способа исполнения». С сожалением констатируют специалисты утрату печей и подлинного материала, хотя до начала реставрации сохранность дома, по их приблизительным подсчётам, составляла 60-70%.

Фото из группы «Вологодские зодчие» Фото из группы «Вологодские зодчие» Фото из группы «Вологодские зодчие» Фото из группы «Вологодские зодчие»

Собственник здания в телефонном разговоре уверил корреспондента cultinfo, что работы ведутся по мере поступления финансов, все делается в соответствии с проектом, а переданные ему на ответственное хранение элементы находятся в сухом помещении и будут возвращены на свои места.

После завершения работ в доме планируется открыть гостиницу и спа-центр. В подвальной части здания проектом предусмотрен бассейн.

Алина Махлина