Выставка «Движение. Форма. Цвет» открылась в Вологодской областной картинной галерее.

Совместный выставочный проект скульпторов Вадима и Станислава Кирилловых и живописца Эдуарда Аниконова впервые был представлен в 2018 году и с тех пор путешествует по России. Выставлялись работы и за рубежом, в том числе в Академии изящных искусств во Флоренции.

«В Вологду мы привезли много новых произведений. Идея проекта – это объединение классического искусства, скульптуры, живописи в современном формате. Мы показываем движение внутри скульптуры, движение внутри живописи и в то же время цвет в скульптуре. Единение двух искусств и подчеркивает своеобразие каждого», – считает Вадим Кириллов.

В Вологодской областной картинной галерее представлено более 100 живописных и скульптурных произведений. Некоторые работы братьев Кирилловых уже знакомы вологжанам. Они авторы памятника Христофору Леденцову, а на входе в главное здание картинной галереи посетителей встречают фигуры гребцов Вадима Кирилова, уже успевшие стать локальным брендом. «Лодка превращается в золотой вектор, который дает направление и показывает стремление к свету. Фигуры мужчины и женщины можно интерпретировать, как первообразы Адама и Евы, олицетворение мужского и женского начала», – поясняет Вадим Кириллов.

Мотив стремления к совершенству присутствует во многих работах скульптора. Чаще всего герои находятся в середине пути – им еще есть куда расти. Вершины этой лестницы достиг разве что Дон Кихот.

Вадим Кириллов задает скульптурам не только направление, но и цвет. Мастер экспериментирует с разными техниками и технологиями, таким образом приближая бронзовые произведения к живописи. Легкая шоколадная патина покрывает фигуры Адама и Евы, а на дереве познания проявляется зелень. Почти черного цвета в композициях «Королевский егерь» и «Ева. (Размышление)» позволила достичь реакция меди с раствором медного купороса.

Вадим Кириллов. Вадим Кириллов. Дон Кихот на лестнице. 2008 Вадим Кириллов. Адам и Ева. Дерево. 2004 Вадим Кириллов. В поисках истины. (Противостояние). Вадим Кириллов. Ева. (Размышление). 2005 Вадим Кириллов. Идущий (Апостол). 2009

Золотом сверкает полированная бронза у тетраморфов. Фигуры евангелистов: Иоанн в образе орла, Лука в образе быка и Матфей в образе ангела – уже знакомы вологжанам по выставке «Архетипы». Четвертый евангелист Марк в образе льва еще находится в пути. Скульптуру отреставрировали, и скоро она займет свое место рядом с другими.

Произведения Станислава Кириллова отражают современность и в то же время говорят о вечном. А одна и та же форма может иметь разное содержание. Например, в одном зале осьминог предстает в образе бойца, готового защищать других, а следующем – воплощает нарциссизм и личные амбиции.

Свои смыслы несет зрителю рак. «Мне захотелось изобразить это существо в стиле модерн, но оставить долю эксперимента. Так появились усы, закрученные в спираль, – знак бесконечности, который отсылает к древним шумерам и аккадам. Я считаю, что круг – это самая совершенная геометрическая фигура, это инь и ян, сансара. С него все начинается, им же заканчивается и продолжается вновь. А спираль – это жизнь, внутреннее напряжение. Поэтому я стараюсь в каждой работе использовать этот знак», – говорит Станислав Кириллов.

Впервые прибыл в Вологду московский художник с уральскими корнями Эдуард Аниконов. Мастер родился в столице черной металлургии – Магнитогорске, но увидеть прекрасное в привычном индустриальном пейзаже ему помог швейцарский художник, создатель образа «Чужого» Ханс Гигер.

«В 90-е во время учебы в Академии художеств я принял участие в международном проекте «Рукопожатие через океан». Благодаря этому четыре года я жил и работал в квартале художников в Филадельфии, и на одной из выставок познакомился с менеджером Ханса Гигера, а затем и с ним самим, бывал у него в мастерской в Швейцарии. У него я заново открыл то, что меня окружало в детстве. Магнитогорский металлургический комбинат всегда казался очень мрачным. Сейчас я вижу в этих конструкциях готику, то что, когда-нибудь будет свидетельствовать о нашей цивилизации», – считает художник.

В Вологде показаны индустриальные работы разных периодов – к этой теме мастер периодически возвращается и переосмысляет ее.

В яркой экспрессивной манере создана картина «Стрельцы», в ее основе лежит старинная японская гравюра. «Она из новой серии, куда входят и другие интерпретации работ мастеров прошлого. В основе двух последних – французские гобелены», – поделился художник.


На открытии авторы не раз отметили, что в новых залах областной картинной галереи их работы заиграли по-другому.

Выставка «Движение. Форма. Цвет» продолжит работу на пятом этаже главного здания ВОКГ до 19 мая (Вологда, ул. Мира, 34).

12 +

Теги: ВОКГ
Алина Махлина

Новости по теме