Череповецкая художница Елена Логинова считает, что абстракция позволяет освободиться от ограничений реальности и открыть двери в бесконечное пространство возможностей. Как правило, ее произведения не имеют четкого руководства для интерпретации – они рождаются в воображении каждого зрителя. Вологжанам посчастливилось наблюдать за ее завораживающими безмолвными перформансами – это ни с чем не сравнимое таинство погружения в мир абстракции. По мнению автора, искусство должно быть подвижным и живым, чтобы вызывать диалог и вдохновлять на размышления. Те, кто не видел произведения, еще успевают это сделать до 30 апреля на выставке «Светлый день, но вдруг...» в галерее «Красный мост». 

Чем живёт художник сегодня, как мыслит и что чувствует – читайте и слушайте в отрывках разговора с членом Союза художников России Еленой Логиновой.

Семья – главная поддержка

Отец – инженер, мама работала инспектором отдела кадров на заводе. Мои родители не были художниками, но на всех этапах творческого пути поддерживали меня. Где бы я ни училась, везде у меня были прекрасные педагоги, ставшие проводниками в мир искусства. Мне повезло их встретить и в художественной школе Череповца, и в Петрозаводском педагогическом училище, и в Санкт-Петербургском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Окончив «Муху» в 1993-м, вернулась в Петрозаводск, набиралась дизайнерского опыта в проектной организации города, да так вдохновилась, что и по сей день работаю по специальности «проектирование интерьера». Позднее я занималась не только проектированием, но и издательским делом, версткой и иллюстрацией книг, разрабатывала знаки и логотипы. Со студенческих времен увлекаюсь росписью матрешек и яиц, которые вместе со мной прошли большую трансформацию от традиционных и ярких, до абстрактных и колористически сдержанных. Часто показываю их в своих проектах.

Карелия навсегда в моем сердце – она подарила много единомышленников и друзей. Там и сейчас мощная художественная среда, поэтому ежегодно по приглашению художников-кураторов принимаю участие в различных проектах.

 «Куда исчез цвет?»

Друзья иногда подшучивают: «Куда исчез цвет?» Красочность и нарядность, к которым в свое время меня обязывала акварель и роспись по дереву, в определенный момент пригасились. Все потому, что я делаю много интерьерных работ, а сдержанный колорит позволяет вписать объект максимально гармонично. Кстати, коричневый в этом сезоне – новый серый. Суть не в ограниченной цветовой палитре, а в возможности меняться. Главное, что я свободна в выборе средств выражения, а мой стиль узнаваем!

«Реальность – это лишь отправная точка, но не цель изображения» Миро

Я использую различные материалы. На выставке в Вологде в основном представлены произведения, выполненные акрилом. Этот материал нравится мне одновременно и живописностью, и графичностью. Работу можно остановить в любой момент или поэкспериментировать, добавив медиум, замедляющий высыхание. Абстракция может состоять как из нескольких пятен, которые легко дорисовывать, так и из плотных фактурных поверхностей с большим количеством образов, возникающих в процессе растекания краски.

Игра с названиями

Если нет этикетажа, зритель зачастую задается вопросом: «Что хотел сказать автор? Есть ли здесь какие-то маяки?» Названия работ для меня – некий «костыль», который навязывает зрителю определенное видение. Мне интереснее, что увидит человек без подсказок, хочется перенести зрителя в другое измерение, где он сталкивается с чувствами, которые сложно выразить словами.

Самое большое переживание в творчестве…

…это работа на заказ. Необходимо выбрать стилистику, цвет, приходится учитывать даже самые тонкие нюансы интерьера – импровизировать становится сложнее. Муза пришла или ушла – это наивное представление о работе художника. Важно энергетическое наполнение и готовность экспериментировать. Очень хорошо сказал Марк Ротко: «Самый главный инструмент формируется благодаря постоянной тренировке – это вера в свою способность творить чудеса тогда, когда это необходимо».

Художнику нельзя много смотреть чужих картин…

… иначе «замыливается» собственное видение и индивидуальность. Когда всматриваешься в работы художника, который потрясает мастерством, энергетикой, подачей, есть риск «заболеть» и начать задать вопросы себе: «А что делаешь ты для того, чтобы результат мог так же ошеломить?» Несомненно, нужно работать в своем ритме и направлении. В других же авторах мне, прежде всего, интересно считывать энергетику и улавливать эмоциональные послания.

«То, что вы ищете, тоже ищет вас». Руми

Я очень люблю гулять по берегу реки Шексны. Меня удивляет гармония в случайном соседстве, лежащих на песке предметов, будь это – ракушка, кора, стеклышко, веточка. Завораживает композиция и момент идеального слияния. Каждый из них словно рассказывает свою историю. Отсюда и пошло коллекционирование на первый взгляд странных предметов, которые потом экспонируются на моих выставках как полноценные арт-объекты. Художники в своих поисках чем-то схожи с энтомологами... Казалось бы, все виды бабочек открыты, включены в каталоги и описаны, но они продолжают ходить в горы в поисках еще не открытых миру бабочек – и находят их. Словно сама мысль, заряженная на поиск, являет им новые экземпляры. У меня аналогично с интересными объектами.

Про перформанс

Перформанс для меня – не про конечный результат, а про само действо. Это исключительная возможность сонастройки для всех участников. Каждый незримо влияет на то, что происходит во время перформанса. Непредсказуемость результата всегда бодрит, на полотне спонтанно возникают диковинные эффекты, и когда остановиться знаю только я.

Уголки Вологды напоминают мне Венецию

Старый речной вокзал Вологды мне чем-то напоминает Венецию, а может это лишь приятное воспоминание, навеянное прогулкой о месте, где для меня максимальная концентрация искусства?! Красота Вологды – в ее величавой размеренности, богатой истории, и колокольном звоне, льющимся по реке. Вдохновение здесь буквально на каждом шагу. Казалось бы, реалистичный пейзаж – река со вздыбившимся льдом, графика деревьев и облаков, а сколько информации таится в каждом фрагменте! Впечатления от прогулки, несомненно, станут импульсом к созданию новой серии работ. Красота мимолетна, и открывается она сообразно моменту, а состояние единения с моментом – это и есть для меня настоящее счастье!

Теги: Елена Логинова
Кристина Страмова