Events 2018

Спектакль «Маугли» в Вологодском театре кукол «Теремок»

В Вологодском театре кукол «Теремок» состоялась премьера спектакля «Маугли». Спектакль по мотивам «Книги джунглей» Редьярда Киплинга в Вологде поставил молодой режиссер из Санкт-Петербурга Никита Шмитько. Вместе с ним над постановкой работала творческая команда из разных городов: художник Александра Громова из Москвы, хореограф Анатолий Дурницын из Нижнего Тагила, композитор Александр Сидорцев из Владимира, видеограф Дмитрий Пристай из Челябинска.

Спектакль почти полностью построен на игре теней, при этом необычное сценическое решение вовсе не делает его статичным. Наоборот, спектакль динамичен благодаря игре света, музыке, танцам, переодеваниям, переходам от большого экрана к маленьким. Чтобы настроиться на роль, артисты «Теремка» перед каждой репетицией занимаются йогой. В спектакле занята большая часть труппы: Дмитрий Акишин, Виталий Витол, Андрей Васильев, Ольга Ледкова, Анна Насонова, Валентин Овсянников, Наталия Савенкова, Алексей Семенов и Ангелина Фатеева.

«Я видел много версий спектакля про Маугли, но меня не устраивал кукольный вариант, потому что это серьезная, философская история, а кукла не передает полностью глубину литературного текста, – рассказывает о создании спектакля Никита Шмитько. – Когда стали обсуждать постановку с художницей, то нашли оптимальное решение – театр теней. В Индии, где и происходит действие, это направление в искусстве было распространенным. Нам показалось, что театр теней будет уместен для нашей сказки – он не снизит градус восприятия и в то же время позволит нам фантазировать». Сама история, описанная в «Книге джунглей», достаточно жестокая – там много убийств, идет борьба за выживание, но создателям спектакля хотелось оставить как можно больше литературного материала, чтобы передать уникальный стиль автора. Театр теней сглаживает явную жестокость. Так как история достаточно продолжительная, для удержания внимания зрителей используется не одна плоскость (как в традиционном индийском театре теней): герои перемещаются в пространстве, появляются то на большом экране, то в проекции на бубнах, то на горизонтальных экранах; используется анимация.

Для режиссера главный герой – это собирательный образ человека, мечтающего об идеальном мире. Сюжет истории переплетается с библейскими мотивами о райской жизни. Когда-то в джунглях царил мир, звери и люди были единым народом, но как только тигр убил человека, и все почувствовали запах первой крови, в джунглях поселился страх. Так одна большая семья распалась. Но с появлением Маугли все меняется. Человеческий детеныш, воспитанный в стае волков, не принадлежит ни одному из этих миров, он везде обманут, он усвоил для себя: ничьим законам нельзя верить. Среди зверей он чужой, и среди людей, которые поначалу принимают его, а затем обвиняют в колдовстве, ему тоже нет места. Единственный выход – создать новый идеальный мир, причем не только для себя, а для всех.

Колорит Индии в спектакле подчеркивается не только сюжетом, сценографией, но и музыкальным оформлением. Музыка к спектаклю создавалась с применением современных компьютерных технологий. Выбор инструментов обусловлен географией истории, которая оживает на сцене. Индийские ударные инструменты, ситары, использование тибетских мантр делают музыку соответствующей стилистике постановки. Актеры также получили новый опыт – им нужно было освоить партии на аутентичных инструментах (перкуссия). Живая музыка придает спектаклю особый колорит, отправляя зрителя в необычное путешествие по индийским джунглям.

Спектакль адресован детям школьного возраста.