Ирина Ерахнович: «Мы не только поем – мы воспитываем душу мальчика»

2022 Весна

Руководитель хора Ирина Ерахнович Когда поют мальчики, женские сердца тают. Особенно пронзительно звучат в их исполнении песни о маме. В репертуаре Хора мальчиков и юношей Детского музыкального театра одно из любимых произведений – «Тихая моя, добрая моя мама…» Валерия Гаврилина. А все потому, что именно мамы приводят своих сыновей в этот уже ставший легендарным коллектив. Сначала им руководила заслуженный работник культуры РФ Маргарита Недзельская, теперь – ее преемница Ирина Ерахнович. Уже почти 50 лет в исполнении коллектива звучат песни о маме, солнце, мире, дружбе и любви. Непросто расположить к себе мальчишек, научить их любить музыку и петь с душой. Как это удается, рассказывает руководитель хора Ирина Ерахнович.

Ирина Александровна, как вас свела судьба с хором мальчиков?

Хор мальчиков основала в 1973-м Маргарита Памфиловна Недзельская и была его бессменным руководителем до 2015 года – более 40 лет она посвятила этому коллективу. Хор сначала работал на базе школы №13, в нем пели мальчики и юноши от 7 до 17 лет. Спустя три года они перешли во Дворец культуры железнодорожников, а в 1992 году коллектив перевели в Детский музыкальный театр. В 1998 году хор получил Государственную молодежную премию в сфере культуры и искусства. Вместе с Маргаритой Памфиловной коллектив побывал с гастролями в 40 городах России и даже выступал за рубежом – в Эстонии, Венгрии, Словении, Франции, Германии.

Мне было всего три года, когда хор мальчиков уже пел. Я сибирячка – в Вологду с супругом Михаилом Гоголиным и дочкой мы приехали в 1994 году. Я окончила Барабинское музыкальное училище, потом – Красноярский государственный институт искусств, который прославил знаменитый Дмитрий Хворостовский. В Вологде я сразу устроилась на музыкально-педагогический факультет ВГПУ (сейчас – ВоГУ), где преподавала 19 лет. Также работала с хором «Кантилена» у Вячеслава Белякова, пела в городской капелле, создала студенческие хоровые коллективы «Хоровая механика», «Юнона», «Аструм». Часто выступали с ними на городских мероприятиях, участвовали в фестивалях в Вологде и за ее пределами. Еще я проводила занятия в студии эстрадного вокала при Вологодском политехническом университете (сейчас – ВоГУ). Конечно, во всей этой активной музыкальной жизни мы не раз встречались с Маргаритой Недзельской и хором мальчиков, но я тогда даже подумать не могла, что стану руководителем этого коллектива.

Вести хор мальчиков в Детском музыкальном театре меня пригласили в 2015 году. Тогда я работала со студентами в железнодорожном техникуме и с «Хоровой механикой», но мне было очень интересно попробовать себя в новой роли – с такими юными исполнителями, да еще и мальчишками, я почти не занималась. В студенчестве я работала в музыкальной школе с детьми, а потом у меня всегда были взрослые, уже умеющие петь солисты. И вот мальчишки с 5 до 16 лет, которых в первую очередь нужно научить петь. Сначала было сложно: ребята привыкли к Маргарите Памфиловне, и я казалась им чужой. Мне надо было завоевать их расположение, а им – привыкнуть к моим методам обучения и дирижирования. Я понимала ребят: если бы они сразу приняли меня, это выглядело бы как предательство их любимого педагога. Они часто говорили: «А Маргарита Памфиловна учила нас так». К сожалению, некоторые ребята ушли из хора, потому что хотели заниматься только с ней.

Постепенно мы познакомились друг с другом и к 1 декабря даже подготовили концерт «Музыки юбилей» – выступали в зале в областной библиотеке. Сегодня практически все ученики Маргариты Памфиловны завершили обучение и получили аттестаты – в студии остались только двое ребят, которые занимались у нее в первом классе. Сейчас я уже выстроила свою программу, поняла, как надо правильно заниматься с мальчиками. Я общаюсь с Маргаритой Памфиловной, порой обращаюсь и за советом. Самое главное, как она говорит, – полюбить свое дело, и тогда все получится. И это действительно так.

Чем живет хор мальчиков сегодня?

Студия называется «Хор мальчиков и юношей Детского музыкального театра», но в народе осталось название «Вологодские мальчишки». У нас занимаются ребята 5-7 лет на подготовительном отделении, и с 7 лет уже по программе восьмилетней школы. Обучение с первого класса у нас бесплатное. Среди предметов – хор, вокал, сольфеджио, сводный хор, репетиции по партиям и дополнительный инструмент на выбор: гитара, флейта или фортепиано. С пятого класса к этим предметам добавляется еще музыкальная литература. По завершении учебы ребята получают аттестат и с ним уже могут поступать в средние и высшие учебные заведения. В студии также есть концертный хор «Олимпик», который выступает на городских мероприятиях, участвует в фестивалях и конкурсах. Еще я планирую сделать предпрофильную программу для выпускников студии, которые в дальнейшем планируют поступать в музыкальные учебные заведения.

Родители зачастую предпочитают спортивные секции для мальчиков. Что дают будущим мужчинам занятия пением?

Хор мальчиков и юношей уникален сам по себе, во-первых, это выглядит красиво и достойно, а во-вторых, надо еще суметь научить мальчика петь! Для этого у него должны быть открыты душа и сердце: ему нужно не просто тянуть ноту, но и прочувствовать ее. Чтобы сделать из мальчишек хор, надо очень постараться, они могут петь кто во что горазд: кто-то громче, кто-то тише, кто-то рывком. Надо научить их слушать и слышать себя и других. Научить мальчика петь – это практически научить его мыслить.

Я беру в хор всех – пытаюсь раскрыть не только голосовые данные и научить петь, но и помогаю познать мир искусства. Когда мальчики поют, то начинают смотреть на мир по-другому. Я выбираю для них самые лучшие произведения, которые и им нравятся, и доступны по возрасту. Прежде чем разучить, мы обсуждаем, что хотел сказать композитор, почему его волновала эта тема. Кроме того, я стараюсь развивать моих подопечных как личность, подхожу к каждому индивидуально, стремлюсь раскрыть творческий потенциал. Мы с ними не только вокалом занимаемся, но актерским мастерством, например, учимся читать стихи. Ко Дню матери, к 23 Февраля мы в социальных сетях устраивали марафон – выбирали стихи, посвященные празднику, и записывали ролики, где ребята читают эти произведения наизусть.

Концертный хор «Олимпик»Петь я научу, здесь главное – первый шаг родителей. Им нужно заинтересовать ребенка и привести его в студию. На прослушивании кто-то может отстучать ритм, кто-то поет любимую песню, а если стесняется, я ему помогаю. За время учебы дети раскрываются и начинают петь, даже «гудошники» – те, кто не попадают в ноты – иногда просто удивляют меня своими успехами. Я пришла к выводу, что у каждого человека есть уникальный слух и уникальный голос, это надо раскрыть, и тогда он будет петь.

Сегодня, к сожалению, родители не так охотно ведут мальчишек в хор – предпочитают спортивные секции. И напрасно, потому что хор многое дает ребенку. Здесь мы не только поем – мы воспитываем душу мальчика, а сегодня это важно как никогда. Я очень хочу, чтобы ребята через искусство научились жить в гармонии, любить окружающий мир, чтобы они  смогли нести эту любовь по жизни, зажигая ею других. Благодаря хору также воспитывается сила воли и характер, пение помогает ребятам научиться взаимодействовать в коллективе – в итоге у нас развивается многосторонняя личность.  И я уверена, если мальчик поет – он пойдет по жизни прямо и успешно.

В чем особенности работы именно с мальчишками?

Мальчики сами по себе активные, буйные, и нужно их успокоить, сделать так, чтобы они сосредоточились и запели. Заставить себя петь – для них внутренняя дисциплина, огромнейший труд, в каком-то смысле воспитание воли. Спортом заниматься легче – это в их натуре, а здесь должна работать голова: надо раскрыть голос, вытащить нужную ноту и научиться слушать.

Если просто поставить мальчишек смирно, они ни за что не запоют – они раскрываются только в движении. Я разработала свою методику и придумала для занятий игровые движения и упражнения, чтобы им было нескучно. Они не начинают петь сразу – сначала мы играем, особенно с младшими, прыгаем, бегаем, «ловим» ноты. Важно, чтобы они раскрепостились и убрали зажимы, тогда и петь будут лучше. У нас даже чудеса бывали. Как-то привела мне мама ребенка, а он очень невнятно говорил – я даже имя не могла разобрать. Через год обучения он не просто запел, но и стал прекрасно произносить слова. Мальчишки так увлекаются хором, что родители не раз хвастаются: «А мой каждый день поет «Трус не играет в хоккей» и с клюшкой по дому бегает».

Очень важны дружеские отношения. Я учу детей уважать и ценить друг друга. Также стараюсь дать им проявить себя: если вижу, что кто-то хочет лидировать, предлагаю спеть соло или дуэтом. Каждый ребенок индивидуален, и мне надо сделать из них хор.

Достаточно сильно повлияло дистанционное обучение – оно немного расслабило мальчиков, но даже в таких условиях мы подготовили два концерта – ко Дню матери и на Новый год – и провели их в узком кругу студийцев в музее, потому что ребятам важно видеть результат своей работы.

Каким должен быть руководитель юношеского коллектива?

Я думаю, с огоньком, чтобы зажигать сердца ребят. Руководитель – это и друг, и наставник, и мама, и бабушка, и директор – все в одном лице. Возраст у ребят разный, и общаться с ними надо соответственно: с маленьким мальчиком – одно, а с подростком – совсем другое, но самое главное – всех ребят надо просто принять и поддержать.

Переходный возраст самый сложный – идет ломка, становление и поиск себя. И дома, и в школе юноша может испытывать давление, он хочет всё с себя сбросить, и начинается борьба с окружающим миром. Именно в этом возрасте ребята часто бросают музыку, а моя задача – сохранить любовь к пению. Здесь важно знать, чем парни интересуются, и давать им петь то, что предлагают они. Например, сейчас у ребят в любимчиках Виктор Цой. Старшие выучили «Кукушку», сыграли на гитаре и спели на одном из наших концертов, тут же этой песней загорелись средние, а в этом году и самые младшие выразили желание ее петь.

Что сегодня еще поют ваши воспитанники?

Мальчишек тянет к рэпу, повзрослевших – к року, но вообще мы разучиваем много разнообразных песен. В начале каждого года я говорю родителям, чтобы покупали папку на 80 листов, и зачастую вся она заполняется нотами. Также готовлю видеоподборку песен разных коллективов, предлагаю детям и родителям посмотреть дома. Потом на занятиях мы разбираем исполнение, отмечаем для себя важные моменты.

Репертуар у нас разнообразный, что-то уже готовы петь на публику, что-то еще учим, есть произведения, которые мне хочется им дать, но они еще не доросли, и мы берем из них мелодию. Первоклассники, конечно, разучивают много песен из мультфильмов и хоровой классики: «Вместе весело шагать по просторам», «Детство», «Если с другом вышел в путь» и другие. «Солнечный круг» мы исполняем с движениями, потому что так лучше запоминается. Большой пласт репертуара посвящен патриотической теме, конечно, это военные произведения, песни о родине.

Готовим композиции к памятным датам, например, учили отдельные песни из цикла Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» к юбилею композитора. Разучиваем песни современных авторов, в том числе и вологодских. Мальчишкам нравится песня «Драка» Анатолия Ореловича, для нее я придумала хореографические элементы, и получился яркий и веселый номер. Ребята очень любят «На Мамаевом кургане тишина» Михаила Гоголина. Участвовали в концерте Союза композиторов «Музыкальное приношение» с песней Татьяны Тераевич про Вологду. Поем песни Ольги Малышевой «Нашим мамам», «Дивные звуки». Я сама люблю современную музыку, и мне интересно браться за такие песни, которые еще никто не пел – получается, что мы даем возможность произведению идти в народ. Конечно, у нас есть в репертуаре и Глинка, и Шостакович, и другие классики.

Концертный хор «Олимпик», 2022 год

Любому коллективу важно не просто подготовить композицию, но и выступить с ней, поэтому мы стараемся участвовать в городских мероприятиях и конкурсах, в концертах театра. До пандемии мы с концертным хором «Олимпик» успели съездить в Москву на Международный детский вокально-хоровой конкурс-фестиваль «Светлая седмица». Привезли четыре диплома, стали лауреатами. Это было большое событие – мы смогли и сами посмотреть, как поют другие коллективы, и себя показали. Конечно, хочется выступить еще на подобных конкурсах. Весной ребята участвовали в конкурсе к юбилею пионерии «Спой песню, как бывало…» и в XI открытом городском конкурсе-фестивале «Солдатская завалинка». Конечно, будем выступать на мероприятиях ко Дню Победы – обязательно споем в сводном хоре на площади Революции 9 мая. В планах у нас – и отчетный концерт, и участие в мероприятиях к юбилею города: сейчас мы разучиваем с ребятами песню «Вологда» Михаила Матусовского и Бориса Мокроусова. А впереди у нас большой юбилей – 50 лет коллективу, и мы уже потихоньку начинаем готовиться к этому важному событию, где самым почетным гостем станет, конечно же, основатель хора Маргарита Недзельская.

Ирина Сорокина