Лариса Кочнева: «Без зрителя я ничего не могу, потому что моя жизнь – театр»

2023 Лето

Лариса КочневаОна родилась в семье железнодорожников, в юности была кандидатом в мастера спорта по плаванию, работала в библиотеке, но от судьбы не убежишь: театр пришел к ней с ароматом пионов, подаренных после первой премьеры, и остался на всю жизнь. И как признается сама актриса Вологодского театра для детей и молодежи Лариса Кочнева, ей очень повезло: более 30 лет она верна одному театру, а на сцене ей удалось воплотить героинь Чехова и Шекспира, Гоголя и Тургенева, Пушкина и Горького о таких ролях многие актрисы могут только мечтать.

Из бассейна в театр

Будущая актриса появилась на свет в один из главных праздников страны – День Победы. Лариса Кочнева считает, что это удивительное везение, ведь друзья и знакомые никогда не забывают ее поздравить. В свой день рождения она вместе с родными обязательно идет на парад. «Это очень трогательный и важный праздник, потому что без Победы не было бы ничего, даже нас. Так получилось, что народный праздник переплетается с моим личным, кругом звучат любимые военные песни, пронизанные особым духом – я очень люблю эту атмосферу», – признается Лариса Кочнева.

День рождения наложил и свой отпечаток на характер актрисы, которая с детства предпочитала мальчишеские забавы: «Казаки-разбойники», футбол. Она даже попала в спортивный класс, где было всего три девочки. Половина ребят с шестого класса занималась баскетболом, другие – плаванием. Лариса Кочнева тогда не думала о театральной карьере, все ее мысли были устремлены на спортивные успехи в плавании. Она не пропускала ни утренних, ни вечерних тренировок. В самый разгар подготовки к соревнованиям бассейн, в то время единственный крупный в городе, закрыли на реконструкцию, и у Ларисы Кочневой появилось свободное время, которое хотелось занять чем-то полезным. Друг Геннадий Смирнов позвал ее в театр. Так Лариса Кочнева попала в народный ТЮЗ при Городском Доме культуры, и этот момент стал переломным в ее жизни.

Шекспировские страсти

Спектакль «Ромео и Джульетта»

В народном театре Лариса Кочнева попала к профессиональному талантливому режиссеру Феликсу Тимофеевичу Демьянченко. Он сразу разглядел в только что пришедшей 15-летней девчонке шекспировскую Джульетту. Сыграть эту героиню мечтают почти все актрисы, и это не всегда сбывается, а здесь – из спорта в театр, и сразу знаковая роль! «Наш небольшой театр объединил артистов разных возрастов: школьников, студентов, работающих взрослых. Мы оборудовали звуковой цех, свет, гримерную, даже портреты артистов висели в фойе – все как в настоящем театре. Мы были на одной волне и всё делали с энтузиазмом – всегда вспоминаю это время с теплыми чувствами. А с ребятами дружим мы до сих пор», – призналась Лариса Кочнева.

Начинающая актриса с головой погрузилась в роль, но выход «Джульетты» на сцену чуть не сорвался. Мама решила организовать семейную поездку на море, и отпуск попадал на день премьеры. Спасать положение решили всем коллективом театра – делегация во главе с актером, старшим товарищем Сергеем Сорокиным пришла уговорить родителей Ларисы оставить девушку в Вологде. И у них получилось. Смягчился даже строгий отец начинающей актрисы, он понял, как важна была эта роль. Спектакль прошел с огромным успехом, а главная героиня принесла домой охапку ароматных пионов. О первом театральном триумфе ей до сих пор напоминают цветущие летом пионы и фотографии Дмитрия Чернецова. Именно с роли Джульетты началась настоящая любовь к сцене и зрителю.Спектакль «Ромео и Джульетта»

Все пути вели в ТЮЗ

После школы Лариса Кочнева на пару с заманившим ее в театр Геннадием Смирновым отправилась покорять Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (сейчас СпбГАТИ). Будущих артистов, стремящихся попасть в мастерскую руководителя театра им. В. Ф. Комиссаржевской Рубена Агамирзяна, сопровождал Сергей Сорокин. Геннадий поступил и сегодня активно снимается к кино, его можно увидеть в таких фильмах и сериалах, как «Вертинский», «Дама с собачкой», «Метод Михайлова», «Кококо», «Гоголь» и многих других. А Лариса не прошла и была очень разочарована.

«Я собиралась поступить на истфак, но передумала – всё-таки хотела стать актрисой. К тому же меня воспитали так, что надо доводить начатые дела до конца. Решила через год вновь штурмовать театральный, – рассказала Лариса Кочнева. – Меня влекла эта авантюрная, совершенно особенная атмосфера театра. После второго провала задумалась о том, что актерская стезя, возможно, не мое, но судьба подарила мне еще один шанс».

В 1991 году Борис Гранатов набирал курс в студию при Театре юного зрителя. В это время Лариса Кочнева работала в библиотеке, но душа к этому совершенно не лежала, хотя чтение было и остается одним из ее любимых занятий. Когда она узнала о студии, мечта стать актрисой вновь позвала ее, и она попала на курс к Борису Александровичу. Этот судьбоносный момент Лариса Кочнева считает большой удачей. Курс объединил талантливых актеров, которые позже составили костяк труппы ТЮЗа и до сих пор радуют зрителя на сцене театра, среди них – Алла Петрик, Ольга Юганова, Александр Лобанцев.

«Я очень рада, что попала к Борису Александровичу. У нас были замечательные педагоги – Кира Павловна Осипова, Александр Ильич Межов, Александр Иванович Павельев. Все они не только учили театральному мастерству, но и делились своими маленькими актерскими секретиками, и я до сих пор ими пользуюсь».

Творческая тропинка не случайно привела к Вологодскому ТЮЗу, наверное, так оно и должно было случиться: более 30 лет Лариса Кочнева выходит на сцену родного театра.

Роли всякие важны роли всякие нужны

Театральная жизнь кипела. Каждый день репетиции, новые роли и события. Лариса Кочнева сыграла в ТЮЗе более 70 разноплановых ролей – от сказочных персонажей до героинь Островского, Чехова, Тургенева, Горького.

Одна из первых ролей на профессиональной сцене в спектакле «Век мой, ад мой» о Марине Цветаевой досталась ей еще во время учебы в студии. Ей удалось поработать с Кирой Осиповой, именно тогда пришло осознание: важно не только, какая роль, но и какой рядом режиссер, ведь от того, готов ли актер идти за ним, во многом зависит весь спектакль. И здесь Ларисе Кочневой тоже повезло: Борис Гранатов, Ирина Зубжицкая, Александр Межов, Кира Осипова, Феликс Демьянченко, Александр Чупин – каждый режиссер чему-то учил, что-то открывал в ней как в актрисе.

Гусарская баладаВ 2000 году Борис Гранатов ставил «Гусарскую балладу» и на роль легкой и искрометной Шуры взял именно Ларису. Ее мальчишеский характер и короткая стрижка были кстати – актриса моментально перевоплощалась из дамы в гусара. «Спектакль «Гусарская баллада» был на гребне моей театральной волны. В нем нужно было и петь, и стихи читать, и фехтовать. В то время я завершала учебу в ГИТИСе и только что вышла из декретного отпуска, поэтому погрузилась в работу с новыми силами. Было удивительное ощущение: тебе самой интересно, ты востребована в театре, а самое главное – нужна зрителю. Помимо Шурочки мне еще очень дороги роли Цейтл в «Поминальной молитве», Реганы в «Короле Лире», Ольги в «Трех сестрах», Нины Заречной в «Чайке», Госпожи Простаковой в «Недоросле». Мне грех жаловаться – я сыграла в спектаклях по Шекспиру и Чехову, а об этом мечтает любой артист».

В театре для детей не обойтись без сказочных героев, как например, вздорная Френкен Бок в спектакле про Карлсона, Любушка в сказке «Морозко», Кенга в постановке «Пир горой Винни Пуха» и многие другие. Но дети, как считает актриса, – самая благодарная публика.

Для актера важен любой его персонаж, с кем-то приходится долго уживаться, кто-то близок и понятен: «Говорят, нет маленьких ролей, это неправда, они есть. Но другое дело, как ты относишься к этой роли, даже второстепенного персонажа можно сделать интересно, раскрыть так, чтобы зритель его запомнил. Иногда приходится играть нехарактерных для тебя героев. Такой для меня стала Лера в спектакле «Божьи коровки». В ней было все, что мне несвойственно: нецензурная речь, вздорный противоречивый характер. Но актер должен уметь сыграть даже то, что ему не нравится или чего он стесняется. Такие роли на сопротивление интересны тем, что тебе приходится открывать новые грани, искать что-то внутри себя, работая с материалом».

Любая роль для актрисы – открытие, кропотливая работа, а персонаж может долго не отпускать, вызывать размышления даже за пределами театра. Зато потом на сцене появляется образ, который запоминается зрителю.

«Каждая роль дается по-разному. Образ порой рождается из личного опыта, иногда подсказка кроется в чем-то простом костюме или какой-то его детали. Бывает, несколько раз перечитываешь пьесу, и вдруг попадается слово, на которое раньше не обращала внимания, а оно зацепило, и пазл сложился. Когда мы репетировали в театре «Недоросль», я никак не могла понять один эпизод. Мы с мужем ехали на дачу и размышляли (я порой делюсь рабочими моментами с супругом), почему моя героиня так поступает, и благодаря разговору удалось посмотреть на нее другими глазами. Иногда помогают наблюдения за животными: идет ворона, ты подмечаешь ее манеру и походку и потом используешь. Общего «рецепта» для создания роли не существует, даже когда спектакль вышел, могут появиться новые детали. Часто для публики они не заметны – рисунок роли мы не меняем, но персонаж немного преображается, и у меня возникает внутренняя радость – он развивается. Если зритель придет на спектакль второй или третий раз, он обязательно отметит для себя что-то новое».

Литературные пристрастия

Ларису Кочневу знают не только как актрису, но и как большого любителя литературы. Дома у нее – отличная библиотека, по которой можно судить о ее читательских предпочтениях. В книжном шкафу стоит полное собрание сочинений Ивана Бунина – у него Лариса Кочнева находит тексты под любое настроение. Почетное место и у собрания сочинений Константина Станиславского, конечно, есть и важные для любого актера книги Михаила Чехова, Всеволода Мейерхольда, Евгения Вахтангова и других.

Лариса Кочнева одна из первых откликнулась выступить у памятника Александру Пушкину в день его рождения

«Во время учебы в студии у меня появилось пристрастие к Ибсену. Кира Павловна Осипова ставила со мной и Александром Лобанцевым отрывок из пьесы «Привидение». Меня тогда покорил психологизм драматурга, поэтому я решила ближе познакомиться с его творчеством. А когда училась в Москве, мой однокурсник Сергей Смышляев подарил мне старинный томик Ибсена, предреволюционное издание, эта книга мне особенно дорога. В ней, правда, нет «Дикой утки», а мне очень нравится это произведение, я просто мечтала сыграть в спектакле по этой драме. Во время пандемии я вновь открыла для себя Федора Абрамова. Он хорошо был знаком мне по монументальному произведению «Братья и сестры», но оказалось, что у него столько проникновенных рассказов о деревне, особенно запомнились «Валенки». Очень люблю за меткость цитат книжку с высказываниями Фаины Раневской, заглядываю туда частенько – нахожу юмор на злобу дня».

На книжных полках Ларисы Кочневой есть и монографии артистов, и детская литература, например книги Владислава Крапивина. Актриса не только сама любит читать, но заражает своим примером близких: у младшего сына сложилась добрая традиция – делиться мыслями о прочитанном за день.

Неслучайной стала продолжительная дружба с Обществом книголюбов, с его председателем Надеждой Забродиной Лариса Кочнева выезжала в школы и дома престарелых, где рассказывала о себе, своей профессии, домашней библиотеке и любимых книгах. Душевные беседы увлекали и саму актрису, и гостей, поэтому ее приглашали снова и снова. К любой аудитории, считает Лариса Кочнева, нужно найти свой «ключик»: школьники любят задавать вопросы, а взрослым важно дать возможность поговорить самим. Когда Общество книголюбов бросило клич поучаствовать в Пушкинском дне, Лариса Кочнева одна из первых откликнулась выступить у памятника поэту в день его рождения.

Лариса Кочнева одна из первых откликнулась выступить у памятника Александру Пушкину в день его рождения

«Все началось с финала поэмы «Евгений Онегин», потом меня каждый год приглашали читать Пушкина на этих мероприятиях. Самым запоминающимся стало выступление с повестью «Барышня-крестьянка». Я прочитала ее тогда полностью, и, несмотря на дождь, зрители не расходились: кто-то стоял под козырьком крыши почты, кто-то сидел на скамеечках под зонтиками – слушателей было немного, но никто не ушел, а выступление длилось почти час. Меня очень порадовало, что в Вологде есть настоящие ценители Пушкина».

Еще одна ипостась актрисы – педагогическая. Уже не первый год Лариса Кочнева занимается развитием речи с ребятами в студии «Арт-ступени» Вологодской областной картинной галереи. Ее мастерская называется «Искусство речи». На занятиях она учит не только красиво говорить, но и красиво мыслить, подбирать верные синонимы и делать речь эмоциональной. Работать с детьми и просто общаться с ними для актрисы – большая радость, именно поэтому она частый гость на творческих встречах в школах и библиотеках.

Мой зритель

Для любого актера очень важен зритель, и у каждого он свой. Ларису Кочневу вологодская публика хорошо знает и любит. «Без зрителя я ничего не могу, потому что моя жизнь – театр. Неважно, взрослая это аудитория или дети, мне просто необходимо выходить на сцену и работать. Особенно это ощущение обострила пандемия, все мы были на самоизоляции, и время уходило, словно песок сквозь пальцы. Зритель соскучился по театру, мы – по зрителю, поэтому на новых встречах случился настоящий всплеск эмоций».

Одним из самых ярких спектаклей минувшего сезона стала «Женитьба», где Лариса Кочнева сыграла сваху Феклу Ивановну. Этот образ сложился не сразу, но очень дорог актрисе.

«В первой сцене, когда сваха приходит к Подколесину, надо было произнести текст очень быстро и четко. Я смотрела ролики ведущих аукционов и подмечала для себя, как они говорят, с какой интонацией. Моя героиня – такая прощелыга, проныра, которая свое не упустит, везде урвет свой кусок. Она не из высшего общества, зато умеет быстро бегать и всегда в курсе всего. Она юркая, смелая, умеет найти подход ко всем. Было интересно работать над ролью вместе с режиссером Ириной Зубжицкой».

Сегодня Лариса Кочнева активно занята в репертуаре театра. Мамы и бабушки в ее исполнении получаются чуткими и отзывчивыми. Такой видит ее зритель в одном из самых трогательных спектаклей ТЮЗа «Сотворившая чудо». Удивительно заботливая бабушка получилась в «Катюшином дождике», который знакомит ребят с творчеством писателя Василия Белова даже за пределами театра – на маленьких и больших сценах домов культуры области, путешествуя в «Культурном экспрессе». Любит юная публика и еще один спектакль-путешественник – «Анчутка», здесь Лариса Кочнева играет двух персонажей – Бабушку и Хозяйку леса. И если одна героиня добрая и мягкая, то другая – дама властная и суровая. На одном из фестивалей произошел такой случай. Детское жюри должно было вручать призы понравившимся актерам. Один из них достался Бабушке из «Анчутки», но в конце спектакля актриса осталась в образе Хозяйки леса и пошла получать приз. Когда она подошла к юному представителю жюри, тот стал отбегать и говорить, что приз должна получить другая актриса. «Для меня это было большой радостью, потому что, не меняя в себе практически ничего, кроме костюма и цвета теней, у меня действительно получились персонажи с разными характерами. Ребенок меня не узнал, и это здорово», – улыбается своей маленькой, но очень важной победе Лариса Кочнева.


Ирина Сорокина, фото из личного архива Ларисы Кочневой и Вологодского театра для детей и молодежи