Пару лет назад Кирилло-Белозерский музей-заповедник всколыхнул общественность необычным экспонатом. В дар музею принесли фрагменты большого панно, как оказалось впоследствии – произведения искусства, которое ранее украшало зал Почты России в Кириллове.

Панно, состоящее из нескольких частей, было утрачено из-за ремонта на почте. Не понимая ценности и значимости полотна для культурного наследия страны, строители просто распилили произведение. Одну из его частей взяли на перегородку для отделения коллективного доступа в интернет, другие выставили в холодный тамбур и бытовки, а позднее и вовсе – выбросили вместе со строительным мусором.

Кануть в лету произведениям искусства не позволил кирилловчанин Алексей Мокиевский, который с разрешения руководства почты не только забрал части панно к себе, но и выяснил историю их создания.

Как оказалось, своими корнями она уходит в 1981 год, во время, когда супружеская пара московских живописцев Георгия Сателя (окончил Художественный институт имени В. И. Сурикова; член Союза художников СССР, лауреат Сталинской премии в 1951 г.) и Александры Колгановой выбрала для путешествия кирилловскую землю. Именно здесь на их полотнах появились ансамбли Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, которые впоследствии украсили залы Почты России.

Работы авторов находятся в Третьяковской галерее, в музеях многих русских городов, а также – Англии, Австралии, Японии и других стран.

С 2019 года спасённые от рук строителей произведения из серий «Почта России» и «Современная связь и космос» Георгия Сателя и Александры Колгановой стали храниться и в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Правда, не все. Некоторые сюжеты полотна исчезли во время ремонта той самой почты. Сотрудники музея и кирилловчане в течение долгого времени пытались разыскать недостающие элементы, но тщетно.

Зато нашлись родственники московского художника Георгия Сателя – сын Александр с внучкой Екатериной – пожелавшие передать в дар в фонды Кирилло-Белозерского музея-заповедника новые эксклюзивные экспонаты. В конце марта Александр Геогриевич подарил музею работы родителей – 15 картин в технике левкас.

«Каждая выполнена объёмными гипсовыми мазками, словно вылепленными из пластилина и раскрашенными. Левкас – очень древний способ подготовки деревянной поверхности под живопись. Он представляет собой довольно густую массу, которая состоит из наполнителя (мел, гипс) и клея, в который иногда для эластичности добавляли масло (олифу).

В своих работах Георгий Сатель использовал левкас, видоизменив его в сторону большей густоты и пластичности, что позволило заменить гладкую поверхность на рельефную. В способе Георгия Сателя есть, конечно, технологические отличия: в качестве наполнителя он использовал цемент или алебастр, а связующее заменено на казеиново-масляную эмульсию. Для того, чтобы сделать более рельефные композиции, мастер добавлял песок. И наоборот, чтобы сделать более изящным изображение, Георгий Сатель «не лепил», а продавливал рисунок на плоской поверхности. Поэтому большинство переданных картин – неподъемные вещи», – рассказывает заместитель генерального директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника по хранению Светлана Смирнова.

Полотна Георгия Сателя уже доставлены из Москвы и находятся в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Специалисты сообщают – посетители смогут увидеть эксклюзивные экспонаты на выставке новых поступлений.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме