Премьеру моноспектакля «Голос» по одноименному научно-фантастическому рассказу Севера Гансовского представил в Доме актера заслуженный артист России Эдуард Аблавацкий.

Итальянские мелодии из старого проигрывателя, клетчатые скатерти и запах свежих вафель... Аблавацкий играет пожилого итальянца, хозяина траттории, по-южному говорливого и словоохотливого, жадного до новых лиц и впечатлений, в заведение к которому заглянули зрители. Он готовит угощение и попутно рассказывает печальную и невероятную историю своего друга – талантливого певца Джулио Фератерры.

Небольшой итальянский городок Монте-Кастро прославился на весь мир благодаря театру Буондельмонте, где раз в пять лет собирались настоящие ценители музыки, чтобы послушать лучших певцов и музыкантов Италии. Жители городка до безумия любили музыку. А Джулио отличался от других только тем, что среди всех одержимых музыкой жителей городка был самым одержимым.

Бельгийский хирург провел Джулио уникальную операцию, которая сделала его обладателем изумительного голоса. Первый концерт прошел почти незамеченным, а последний слушала вся Италия. Но больше он уже не пел никогда… Хозяин траттории взволнованно рассказывает о том, как Джулио потерял свой бесценный дар в результате «научного эксперимента».

Спектакль поставлен по произведению Севера Гансовского – культового советского писателя-фантаста, который не был настолько популярен, как братья Стругацкие или Кир Булычев, но при этом его авторитет в литературном мире был совершенно незыблем. Писателя всегда увлекала мысль о том, что для искусства ни один человек не безнадежен, что человеческая личность хранит огромный творческий потенциал, который можно высвободить и обратить на пользу людям.

«Голос» – это история о том, что такое талант, откуда он берется. Не хирургическая операция делает безголосого парня великим певцом, она лишь открывает то, что до поры было спрятано от всего мира. «Талант, синьор, не есть, как думают некоторые, случайный приз, вручаемый природой, нечто зависящее от числа нервных клеток либо извилин мозга… Талант рождается воспитанием, тем, как прожита жизнь, средой, страной и эпохой. И хирургия тут бессильна».

А еще это рассказ про настоящую любовь, которой не важны титулы и поклонение окружающих. Финал спектакля дарит надежду на то, что не переведутся таланты в народе итальянском, и мы ещё не раз услышим чарующие южные голоса, звучащие на всю планету.

Необычный спектакль и нетипичная роль для Эдуарда Аблавацкого – он впервые играет один на сцене, виртуозно перевоплощаясь в колоритного итальянца со всеми его словечками, восклицаниями, жестами. После спектакля мы задали несколько вопросов артисту.

Эдуард, почему выбор пал именно на эту пьесу?

В последнее время у меня появилось желание сделать что-то, что хотелось бы мне. У каждого актера бывает такой период творческой жизни. Я стал искать материал для моноспектакля. Просто забил в поисковике «моноспектакль» и просматривал все, что мне предложила всемирная паутина. Среди прочего там был и спектакль «Голос» по рассказу Севера Гансовского с участием Владимира Этуша. Я отсмотрел множество вариантов, но в конце концов вернулся к «Голосу». Потому что это история про человека с интересной завязкой, кульминацией и финалом. Мне пришлось поработать над пьесой, чтобы адаптировать ее к нашему времени (в рассказе действие происходит в советские времена). Предварительно я связался с внучкой автора «Голоса» Севера Гансовского – Каролина живет в Риге. Она была очень рада, что произведение ее деда будут снова ставить на театральной сцене, и дала свое согласие и благословение мне.

Это ваш первый опыт работы над моноспектаклем?

Можно сказать и так. Хотя когда я только пришел в ТЮЗ, мы вместе с Борисом Гранатовым делали моноспектакль на основе моих студенческих материалов, разных отрывков из спектаклей, речевых выступлений. Я играл его уже более двадцати лет назад, с тех пор моноспектакля у меня не было.

Как русскому актеру перевоплотиться в итальянца?

Все, что я видел, слышал и читал: итальянское кино, музыка, литература – все это откладывалось в «копилочку», а потом каким-то неведомым образом – у каждого актера своя актерская кухня – это переработалось во мне и вышло в результат, который видит зритель.

Посмотреть спектакль «Голос» можно будет 17 и 18 мая в Доме актера (Ленинградская, 4). Начало в 19:00. Билеты можно приобрести в кассе Дома актера (бронирование 21-16-00) или онлайн.

16+

Теги: театр, ТЮЗ, Театр для детей и молодежи, спектакль, премьера, Дом актера
Мария Гуляева

Новости по теме