Галерея современного искусства «Красный мост» умеет удивлять неординарностью и
свежими тенденциями в искусстве. Вот и новый проект «След Галатеи» Александра
Пестерева стал тому подтверждением. На открытие экспозиции 16 декабря
2010 года в галерее собрались как те, кто уже давно любит творчество
художника, так и те, кто впервые знакомится с его работами. Ритм всему
мероприятию задавала композиция, которую подготовили старший сын художника
Сергей и его подруга: видеоарт, символизирующий тематику картин и скульптур, и
музыкальное сопровождение ударами по думбеку. Сам инструмент вписался в
общую тематику выставки.
Думбек – арабский барабан, распространенный в Египте, Турции и других
странах Ближнего Востока. Египетский композитор и театральный деятель Дарвиш
Сейид говорил, что во время игры надо прижимать думбек к левому боку, поскольку
из левого ребра Адама бог создал Женщину – то великое чудо, которое нас
вдохновляет, дарит любовь, страдания и жизнь. Не только очертания женского тела,
но и саму ее стихию и страсть повторил собой этот барабан. Присутствие думбека
на выставке было очень символично и уместно, ведь главным персонажем произведений
Александра Пестерева как раз стала женщина, некий образ Галатеи – и скульптуры,
и картины передают очертания женского тела.
В своей статье об экспозиции искусствовед Ольга Силина отметила: «Галатеи
художника – это эстетизированные, духовные сущности, лишенные даже намека на
физиологию и натурализм. Они сродни моментальным отпечаткам внутреннего
состояния Александра Пестерева: появляются из ниоткуда и уходят в никуда. Спустя
время их не повторить, и никогда не вернуться к ним вновь. В черно-белых
графических композициях – трагизм женской природы и сопереживание ей. «Уходящая»
Галатея становится своеобразным предметом исследования, объектом искусства,
прекрасная в своем разрушении. На живописных полотнах, как правило, два
предмета: раковина - раковина, раковина – тень, раковина – след пути. Два
предмета – основание для драматургии: диалог – конфликт. Третий здесь лишний.
Если в женских торсах – доказательство жизни, ее праздник, ее отчаяние, то в
раковинах свернувшееся в спираль время останавливается. Это воспоминание о
чьей-то бывшей жизни, с потухшими любовью, агрессией и болью. Это больше не
вибрирующий, клокочущий поток, это то, что от него осталось. И это оставшееся,
некая застывшая субстанция, погруженная в окружающее ее пространство, срастается
с ним, вызывая в памяти ассоциативные знаковые образы-напоминания – древний
камень, след ушедшей в века невидимой, рожденной человеческой фантазией,
Галатеи».
В работах Пестерева прослеживается яркая связь прошлого и настоящего, причем это
прошлое втягивается в современность с помощью образов, символов. Никогда не
уйдет в прошлое то, что всегда актуально, так и в этих картинах и скульптурах в
основу взята сама актуальность жизни, женской природы, ее таинственной стихии.
Автор словно приоткрывает завесу – именно приоткрывает, а не обнажает полностью,
здесь лишь еле уловимые очертания, которые могут воплотить в сознании мысли и
разжечь огонь размышлений о сущности жизни, ведь, по сути, женщина и есть жизнь:
она ее дает, она вдохновляет, она понимает и помогает.
Александр Пестерев уже не первый раз представляет творческие проекты в галерее
«Красный мост», и его новая выставка «След Галатеи» – это продолжение исканий
автора и пластических, и духовных, в каждой работе он исследует часть
человеческой души, состояние, и этот процесс затягивает и усложняет задачу
художника.
С открытием выставки Александра Пестерева поздравили друзья и коллеги. Кандидат
искусствоведения Мирра Даен давно знакома с художником и 15 лет назад готовила
его выставку в Вологодском музее-заповеднике: «Александр всегда берет вечные
темы: философии красоты, ее рождения, ее преобразования, он выводит красоту на
космический уровень. И несмотря на то, что Пестерев отходит от реализма к
модерну, абстракции, у него сохраняется любовь к классической технологии
живописи, к материалу. И в этом я вижу его удивительную гармонию».
Председатель регионального союза художников Николай Мишуста подчеркнул:
«Александр все время обращает на себя внимание тем, что рисует какую-то
собственную планету, планету внутреннего мира, которая озаряется особенным
светом. Современное искусство складывается, когда художник почувствует время и
свое призвание, и Александру это удается. Он слушает свой внутренний голос и
делает то, что ему близко, то, что он понимает. И его работы – это его стихи,
его своеобразные вероисповедания».
Кроме коллег, художников и искусствоведов, с подарками пришли и давние друзья
Александра Пестерева, так, актриса Вологодского камерного театра, заслуженная
артистка РФ Ирина Джапакова приготовила музыкальный сюрприз.
На первом этаже галереи «Красный мост» представлен еще один проект – «Волк -
изумрудное сердце» Петра Ловыгина, на третьем этаже – экспозиция из коллекции
галереи. Все эти выставки будут работать до февраля 2011 года.