«Арт-мозаика» – совместный проект cultinfo и Вологодской областной картинной галереи, чья коллекция насчитывает более 40 тысяч произведений искусства. В рамках проекта мы рассказываем о самых интересных, самых известных и других «самых» картинах одного из крупнейших региональных художественных музеев.
|
|
Джанна Тутунджан. Гори ясно. 1976
В картинах Тутунджан символом возрождения русской деревни, а значит и родной земли, часто выступает женщина-мать, окруженная детьми, хранительница домашнего очага. Тема материнства ярко воплощена в одной из ранних, ставшей впоследствии знаковой, работ художницы «Гори ясно».
|
|
|
Владимир Корбаков. Цветы с Луны. 1977
Владимир Корбаков – классик отечественного изобразительного искусства XX – начала XXI веков, художник-легенда – насколько широк диапазон тем и жанров, с которыми довелось соприкоснуться живописцу на протяжении творческой деятельности! «Цветы с Луны» – одна самых фантастических картин живописца в собрании Вологодской областной картинной галереи.
|
|
|
Елизавета Бём. Творчество
Чаще всего Елизавета Бём рисовала сценки с детьми, которые получались очень трогательными и удивительно живыми. Интересно, что маститые художники восприняли ее работы с нескрываемым восторгом. Ее учитель Иван Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей».
|
|
|
Владимир Корбаков. Свободный полет над Вологдой. 1999
Картина «Свободный полет над Вологдой» была написана мастером в 1999 году и впервые была показана на выставке «Моя Вологда» в 2000 году. В этой работе Корбаков предстает перед нами как художник-чудак, мечтатель и фантазер. Кстати, на картине «зашифровано» любимое число художника.
|
|
|
Леонид Пастернак. Портрет А. Б. Высоцкой.1912
«Портрет Анны Борисовны Высоцкой», созданный известным художником Леонидом Пастернаком (1862 – 1945), отцом выдающегося поэта Бориса Пастернака, – уникальная и единственная графическая работа среди живописных полотен в постоянной экспозиции русского искусства Вологодской областной картинной галереи.
|
|
|
Михаил Зичи. Гусарская пирушка. 1873
Самой большой акварелью в собрании Вологодской областной картинной галереи является работа Михаила Зичи «Гусарская пирушка» (65х94 см). Картина создана в 1873 году и посвящена нашему земляку, ротмистру Кириллу Дружинину (1841 – 1900). Об этом свидетельствует красноречивая надпись, выполненная на рисованном паспарту: «Ротмистру Кириллу Дружинину – Товарищи лейб-гусары».
|
|
|
Александр Пантелеев. Июль в Устюжне. 1987
В мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева хранится полотно «Июль в Устюжне». У картины есть своя интересная история. И картин, вообще-то, две. Первая появилась в 1986 году после поездки художника в Устюжну на родину матери. Светлые устюженские впечатления легли в основу знаменитого полотна. Автор так говорил о своей творческой задаче: «Хочу, чтобы радуга виделась здесь».
|
|
|
Иван Шишкин. Охотничьи угодья императора Александра III в Спале
Самым большим рисунком в собрании Вологодской областной картинной галереи, размер которого 97х143 сантиметра, является работа знаменитого русского пейзажиста Ивана Шишкина, изображающая охотничьи угодья российских императоров в Беловежской пуще. При поступлении она носила название «Охотничий домик императора Александра III в Спале».
|
|
Михаил Ларичев. На ветряном угоре. 1974
Эта картина словно насквозь пронизана солнцем. На угоре, с которого видна деревня и подступающий к ней лесок, девушка просеивает клюкву; красные ягоды дрожат в решете, летят по воздуху, горкой лежат у ее босых ног. Словно забывая обо всем тяжелом в сельском хозяйстве, художник показывает только радостное и прекрасное...
|
|
|
Михаил Копьев. Декламация. 1994-1995
Живопись и графика Михаила Копьева были словно созданы театральной стихией, столько в них было присущего ей игрового, фантазийного начала, ускользающей иносказательности и подтекста. В картине «Декламация» художник показал самую суть театрального искусства: перевоплощение, создание особого возвышенного пространства, зачастую отстраненного от мира реального.
|
|
|
Евгений Соколов. В минуты музыки. Поэт. 1986
«В наших судьбах было много схожего: мы почти сверстники – я на год старше Рубцова, у обоих детство прошло в деревне, в нужде, в обстоятельствах, не способствующих развитию таланта», – рассказывал Евгений Соколов. Художник изобразил Рубцова на берегу Толшмы. Николай Михайлович вернулся в места, знакомые с малых лет, стоит на любимом берегу, погруженный в воспоминания, а на другой стороне реки, словно он сам в детстве, виден мальчишка на коне.
|
|
|
Георгий Попов. Щедрая земля. 1976
Картину «Щедрая земля» художник нарисовал в 1976 году в деревне Фоминское Тотемского района. Все натюрморты Попова, как он сам говорил, «поставлены самой жизнью» – в этой картине он выразил свое представление о счастье на родной земле, спел гимн северной природе, щедрой к тем, кто трудится не покладая рук.
|
|
|
Юрий Пименов. Портрет Юлии Борисовой. 1968
Картину действительно можно считать редким экспонатом. Юлия Борисова, несмотря на то, что была публичным человеком и имела несчетное количество поклонников, категорически не допускала в свою жизнь посторонних людей. Она сама говорила, что ни один журналист или фотограф не заходил к ней в гримерную и не был у нее дома
|
|
|
Мануил Аладжалов. Поле. После дождя. 1890-е
Мануил Христофорович Аладжалов (1862–1934) – автор лирического пейзажа, чье творчество было мало знакомо широкой публике, а сегодня привлекает активное внимание исследователей. Он принадлежит к художникам из окружения таких крупных мастеров московской живописной школы конца XIX – начала XX века, как Константин Коровин, Исаак Левитан, Михаил Нестеров.
|
|
|
Джанна Тутунджан. Гета. Памяти Г. Н. Бурмагиной. 1990
Трогательный, цельный образ художницы Генриетты Бурмагиной воссоздан в портрете народного художника России Джанны Тутунджан. Точеные линии словно устремленной ввысь женской фигуры, тонкие вразлет брови, глубокий, полный светлой радости взгляд – такой предстает Генриетта Бурмагина в работе Джанны Тутунджан. Одухотворенность, удивительная цельность натуры подчеркнуты в каждой линии силуэта.
|
|
|
Александр Борисов. Зимняя сказка. 1913
Талантливейший живописец, участник полярных экспедиций, «русский Нансен», Александр Борисов стал первым отечественным художником, побывавшим за Северным полярным кругом. Основная тема его творчества – мир Крайнего Севера, суровую красоту которого Александр Борисов воспел в многочисленных этюдах и полотнах.
|
|
|
Георгий Калинин. Морозный день в Великом Устюге. 1992
Его считают одним из самых оригинальных художников Вологодчины. Путем длительных экспериментов с цветом и светом, используя достижения оптики и цветоведения, учитывая образцы народного искусства и европейского авангарда ХХ века, Георгий Калинин создал собственную систему живописи с особенно ярким звучанием красок, неповторимым насыщенным колоритом.
|
|
|
Александра Смоленцева. Сухие листья и каргопольская игрушка. Светлой памяти Генриетты Николаевны Бурмагиной посвящается. 1982–1984
Картину «Сухие листья и каргопольская игрушка» талантливый живописец и мастер натюрморта Александра Смоленцева посвятила не менее талантливой Генриетте Бурмагиной. Их связывали не просто творческие отношения коллег, но и глубокое взаимопонимание и поддержка, которые не так часто встречаются в художнической среде.
|
|
|
Феодосий Вахрушов. Оттепель. Окрестности Тотьмы. 1910.
11 марта 2020 года исполнилось 150 лет со дня рождения тотемского художника Феодосия Михайловича Вахрушова. Он стал одним из первых вологодских пейзажистов, посвятивших творчество природе родного края.
|
|
|
|
Николай Баскаков. Солдат Сергей Суслов. 1975
На картине «Солдат Сергей Суслов» художник изображает ветерана, прошедшего дорогами войны, обожженного и искалеченного. Образ пожилого человека, задумчиво глядящего вдаль, несет в себе боль воспоминаний и тяжесть утрат. Важная роль отведена колористическому построению полотна.
|
|
|
Иван Шишкин. Удриас близ Нарвы. 1889
Творчество Ивана Ивановича Шишкина, одного из родоначальников отечественного реалистического и эпического пейзажа, в собрании Вологодской областной картинной галереи представлено только графическими произведениями, что не умаляет ценности коллекции, включающей порядка 200 произведений знаменитого автора
|
|
|
Олег Бороздин. Оля из Никольска. 1997
Олег Александрович Бороздин (1929-2016) – признанный мастер, с одинаковым успехом работавший во всех жанрах живописи, являвший собой пример редкой преданности избранному делу, ответственности перед зрителем. В 1990-е годы художник снискал славу портретиста, создавшего проникновенные женские образы
|
|
|
Николай Мосолов. Ночной дозор. 1876
В собрании графики Вологодской областной картинной галереи есть немало произведений, связанных с именем великого голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна. Особый интерес среди этих работ вызывает офорт Николая Семеновича Мосолова (1847-1914) одного из ведущих русских мастеров репродукционной гравюры второй половины XIX столетия, выполненный с самой известной живописной картины Рембрандта «Ночной дозор»
|
|
|
Карл Лемох. На скамейке. Варька. 1893-1894.
Проект «Арт-мозаика» представляет этюд Карла Лемоха «На скамейке. Варька» из фондов Вологодской областной картинной галереи. Карл Лемох (1840-1910) – русский живописец, автор жанровых картин на крестьянскую тему. Образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
|
|
|
Василий Верещагин. Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница). Около 1894
На портрете небольшого формата «Старушка-вологжанка Пахтусова (кружевница)», как других работах этой серии, создан выразительный образ женщины-труженицы, пожилой, с живым взглядом и сильным характером. О ее нелегкой жизни можно догадаться, рассматривая лицо портретируемой, моделировка которого отличается тщательностью и скрупулезностью.
|
|
|
Олег Пахомов. О русской усадьбе замолвлю я слово. 1993
В 2020 году исполнилось бы 70 лет Олегу Пахомову, одному из самых талантливых и самобытных художников Вологодчины. Обладая смелым и независимым характером, он сумел добиться большого признания и по праву стал заслуженным художником России.
|
|
|
Константин Кандауров. Зимний пейзаж. 1917
Эта небольшая жанровая сценка, написанная чистой, звонкой темперой, изображает зимний загородный пейзаж, на первом плане которого художник поместил фигуры двух молодых людей: парня, сидящего в санях, и девушку, которая везет эти санки на длинных ременных постромках.
|
|
|
Константин Юон. Зима (Черные березы). Сергиев Посад. 1921
Это панорамный пейзаж с видом на расположенный на холмах старинный городок, цвет низких домов которого кажется более насыщенным на фоне снега и светлого неба. Юон любил писать снег за его «исключительную чистоту и чувствительность ко всем цветовым воздействиям»
|
|
|
Произведения Савватия Жильцова
С Вологодчиной связано имя талантливого, но малоизвестного живописца Савватия Жильцова, уроженца одной из деревень Вельского уезда, входившего тогда в состав нашей губернии. Из немногочисленных источников ясно, что родился он 1852 году. Односельчане на общем сходе решили снять с него воинскую повинность и отпустить молодого человека в Санкт-Петербург для получения профессии художника.
|
|
|
Виктор Бобров. Портрет своей матери Бобровой Анны Альбертовны. 1868 год
Виктор Алексеевич Бобров (1842–1918) в собрании Вологодской областной картинной галереи представлен как один из ярких авторов произведений русской художественной и репродукционной гравюры. Выпускник Императорской Академии художеств, в период учебы (1860–1867) Бобров показал себя талантливым живописцем, портретистом и мастером жанровых картин.
|
|
|
Илларион Прянишников. У тихой пристани. Около 1890 года
Илларион Михайлович Прянишников (1840–1894) занимает одно из первых мест среди художников-реалистов второй половины XIX столетия. Он родился в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии в семье небогатого купца. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился с перерывом до 1865 года.
|
|
|
Сергей Грибков. Прятки. 1893
Живописная работа «Прятки», принадлежащая собранию Вологодской областной картинной галереи, написана Грибковым в 1893 году и по сюжету напоминает произведение, созданное им десятилетием ранее, – «Боярышня у водоема». В обоих случаях основное внимание художник уделил занимательному сюжету и внешней эффектной стороне живописной работы, что, без сомнения, привлекало внимание покупателей.
|
|
|
Николай Тусов (1887–1963). Княжна Тараканова. 1907. Копия с одноименной картины К. Д. Флавицкого
Николай Асинкритович Тусов (1887–1963) обучался в 1907-1913 годах в Пензенском художественном училище, затем в 1913-1916 годы – в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Будучи уроженцем Вологды, начинающий художник вернулся на родину.
|
|
|
Илья Иванович Машков (1881–1944). Натурщица. Около 1912–1913 гг.
Картина «Натурщица» – самое эпатажное произведение в собрании живописи Вологодской областной картинной галереи. Ее восприятие зрителями неоднозначно – от насмешек и возмущения дерзостью художника, «изуродовавшего женское тело», до удивления его экспериментаторской смелостью
|
|
|
Фридрих Август Шмидт (1796–1866). Скрипач с девушкой. 1860-е (с оригинала Луи Галле)
Этот фарфоровый пласт – уникальный и единственный в своем роде экспонат коллекции живописи старых мастеров в Вологодской областной картинной галерее. Картина пленяет мягкостью рисунка, тонко написанными деталями, красотой неяркого спокойного колорита
|
|
|
Александра Экстер (1882-1949). Киев (Город). 1913
Работу выдающейся авангардистки начала XX века Александры Экстер «Киев (Город)» представляет проект «Арт-мозаика». Произведение является ярким образцом кубофутуризма и единственным полотном художницы в собрании Вологодской областной картинной галереи
|
|
|
Иван Ефимов (1978-1959). Пума. 1908
«Больше всего мне понравилась зеленая кошка», – написал однажды в книге отзывов один из самых юных посетителей Шаламовского дома. Его мнение разделяют многие зрители, особенно дети. Автор этой скульптуры и сам считал ее удачной
|
|
|
Творчество Николая и Генриетты Бурмагиных
Творчество Николая и Генриетты Бурмагиных невозможно рассматривать по отдельности – они работали вместе и всегда вдохновляли друг друга. Жизнь и произведения художников были неотделимы от вологодской земли
|
|
|
Неизвестный художник. Италия. Дама с веером. 1750 - 1760-е годы
«Дама с веером» – пожалуй, самая загадочная картина из собрания Вологодской областной картинной галереи. Легкая полуулыбка героини, блеск ее глаз и необычный костюм наводят на мысль о маскараде
|
|
|
Владимир Григорьев. Портреты Николая Рубцова и Александра Яшина
Владимир Григорьев занимает достойное место в изобразительном искусстве Вологодчины, это автор с узнаваемым стилем и кругом особенных тем и образов. Ни одна юбилейная выставка, посвященная знаменательной дате вологодских поэтов и писателей, не обходится без знаковых портретов выполненных художником
|
|
|
Михаил Врубель. Портрет В. С. Мамонтова. 1890-1891.
Проект «Арт-мозаика» представляет работу Михаила Врубеля «Портрет Всеволода Мамонтова». Живописный образ сына знаменитого предпринимателя Саввы Мамонтова является редким, пожалуй, единственным в заявленной технике
|
|
|
Василий Сигорский. Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове. 1967
19 марта 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения художника-графика Василия Сигорского, который вошел в историю советского искусства как мастер городского пейзажа. Проект «Арт-мозаика» рассказывает о вологодской картине художника «Церковь Андрея Первозванного во Фрязинове»
|
|
|
Юрий Ельцов. Зима идет к концу. 1987
12 апреля исполняется 80 лет со дня рождения мастера лирического пейзажа Юрия Ельцова. Уже с первых лет творческой деятельности определился главный жанр художника – пейзаж. Навыки пленэрной живописи и уважение к традициям национальной школы пейзажа, привитые в училище, безусловно, нашли свое отражение и развитие в творчестве мастера
|
|
|
Константин Коровин. Охотино. 1912
Проект «Арт-мозаика» представляет один из ярких экспонатов Шаламовского дома Вологодской картинной галереи – подписной и датированный 1912 годом пейзаж «Охотино» знаменитого художника Константина Коровина. Эта работа интересна еще и тем, что изображенный на нем сельский дом чудом дожил до наших дней.
|
|
|
Михаил Копьев. Туманы. 2009
Михаил Копьев – художник, создавший свою реальность в живописи, которая неизмеримо далека от обыденности. Во многих его работах реальные вещи переплетаются с фантастическими. Некоторые произведения Михаила Копьева принадлежат к такому течению, как магический реализм. Среди них – картина «Туманы».
|
|
|
Азарий Трапицын. Водоем. Ок. 1911
12 апреля исполняется 80 лет со дня рождения мастера лирического пейзажа Юрия Ельцова. Уже с первых лет творческой деятельности определился главный жанр художника – пейзаж. Навыки пленэрной живописи и уважение к традициям национальной школы пейзажа, привитые в училище, безусловно, нашли свое отражение и развитие в творчестве мастера
|
|
|
Андрей Захаров. Молодость. 1976
В работе Захарова «Молодость» в полной мере отразились черты советского искусства 1970-х годов с глубоким духовным осмыслением своего времени, а также поиском подлинно гуманистических начал в жизни. Произведение выступает не только метафорой эпохи, но также правдиво передает образ молодого поколения
|
|
|
Юрий Коробов. Жили-были. 1984
Свою картину «Жили-были» вологодский живописец посвятил важной для его творческого мировоззрения теме сохранения неразрывной связи поколений. Эти связи живут в самих людях и могут проявляться в понимании ими жизненных принципов, толковании духовных и культурных традиций
|
|
|
Михаил Латри. Дождь. 1913
«Латри любил Крым, – отмечал в дневнике знаменитый художник Николай Рерих. – Элегия и величавость запечатлена в его картинах, в голубом тоне и в спокое очертаний». Этим же настроением проникнута работа «Дождь» с ее нежными светлыми красками и плавными линиями гнущихся под ветром деревьев.
|
|
|
Графические работы, созданные вологодскими художниками-графиками и посвященные поэту Ольге Фокиной
В коллекции графики ВОКГ иллюстрации к произведениям отечественных поэтов и писателей занимают важное место. Среди них особо дороги сотрудникам галереи графические листы, иллюстрирующие произведения вологодских литераторов.
|
|
|
Александр Савин. Портреты Николая Рубцова, Александра Пушкина и Константина Батюшкова
Проект «Арт-мозаика» представляет самые поэтичные работы художника Александра Савина: «Поэты. Портрет Н. М. Рубцова», «К родным пенатам. Посвящение К. Н. Батюшкову» и «Зимы дыхание».
|
|
|
Павел Сведомский. Медуза возле источника. 1882
Обратившись к известному греческому мифу, Павел Сведомский не пошел по стопам своих предшественников – авторов эффектных изображений искаженного гримасой боли и гнева лица Медузы Горгоны, обрамленного извивающимися змеями. Сведомского заинтересовал момент превращения девушки в чудовище, драматизм которого он попытался воплотить в живописи.
|
|
|
Евгений Лансере. Запорожец после битвы. 1873
Выразительность композиционного решения группы, типичность образа сурового пожилого запорожца, удачно найденный контраст его спокойного коня и взволнованно ржущего вражеского скакуна – несомненные достоинства работы Лансере. Нельзя не залюбоваться великолепно переданной статью животных, Лансере был прекрасным анималистом, а кони – его любимыми «моделями».
|
|
|
Сергей и Алексей Ткачевы. Портрет В.И. Белова. 1990
Личность и творчество Василия Белова – одна из ярких страниц в истории России. Войдя в литературу произведениями, посвященными деревенскому быту и простым людям, живущим на русском севере, Белов, прорвавшись через все условности времени, стал достойным представителем и выразителем своего поколения. Прижизненная иконография Белова не столь велика, но есть отдельные редкие портреты писателя, среди которых – живописный портрет, выполненный в 1990 году народными художниками СССР, братьями Сергеем и Алексеем Ткачевыми.
|
|
|
Михаил Клодт. Марина Мнишек с отцом под стражей. 1883
Картина «Марина Мнишек с отцом под стражей» хранится в фондах Вологодской областной картинной галереи. Это единственное из произведений русских мастеров XVIII-XIX веков, посвященное так называемой «царице Смуты» и дошедшее до наших дней.
|