![]() |
||
Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря был открыт в 1985 году. Впервые за 28 лет существования филиала здесь прошел День открытых дверей. Надо сказать, что просто так, «с улицы», в реставрационный центр попасть невозможно, потому что здесь работают с настоящими сокровищами истории и культуры. Вологодский филиал ВХНРЦ проводит реставрацию древнерусской темперной живописи, произведений масляной живописи и графики, деревянной полихромной скульптуры и резьбы по дереву, тканей, металла. Фотографировать и снимать на видеокамеру экспонаты строжайше запрещено. Сегодня вологодский филиал ВХНРЦ работает с коллекциями музеев и музейных фондов Вологды и области, с Мурманским и Архангельским музеями-заповедниками, постоянно расширяя географию сотрудничества. В центре ведется работа по выявлению памятников истории и культуры в системе Свода памятников, сотрудники филиала принимают участие в научных конференциях, являются авторами научных публикаций, каталогов, организуют реставрационные выставки. Экскурсия началась с мастерской реставрации графики и рукописей. Реставратор графики Надежда Быстрова рассказала об особенностях реставрации гравюр и рукописных книг. Надежда получила специальность архитектора-дизайнера в ВоГТУ. В вологодском филиале ВХНРЦ она работает уже четыре года и за это время восстановила уже более 140 гравюр, регулярно проходит стажировки в реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря в Москве. Оборудование мастерской составляют световой стол, пресс, промывочная и вытяжной шкаф, стеллажи с химическими реактивами, образцами бумажной массы разных свойств и оттенков. Работа с бумагой требует особой осторожности – это очень хрупкий и сложный материал, капризно реагирующий на воздействия окружающей среды. Процесс реставрации начинается с визуальных и лабораторных исследований. Надежда рассказывает о материалах и приборах, с которыми работает: «Главный принцип всех реставрационных материалов и методик – обратимость. Поэтому в работе с бумагой используется крахмальный или мучной клей, в который добавляются вещества, препятствующие образованию плесени. Дырочки на бумаге заполняются с помощью пипетки жидкой бумажной массой: идентичная по цвету и качеству авторской бумага размалывается в блендере и разводится дистиллированной водой. Разрывы подклеиваются на равнопрочную реставрационную бумагу, ей же дублируется экспонат для большей прочности. Отсутствующий уголок на рамочке или часть узора могут быть восстановлены в авторской технике акварелью или акварельными карандашами, но строго после согласования с Реставрационным советом. Большие утраты рисунка обычно не восполняются». Каждый этап реставрации обсуждается на Реставрационном совете, фотографируется и заносится в реставрационный паспорт, в котором также прописываются рекомендации по дальнейшему хранению памятника. Готовый экспонат передается в музей. Недавно Надежда Быстрова закончила реставрацию гравюр из Великоустюгского музея-заповедника, изображающих панораму Невского проспекта. Следующим пунктом экскурсии стали мастерские по реставрации художественного металла, деревянной скульптуры и декоративной резьбы по дереву. Художник-реставратор произведений из металла высшей категории Светлана Буршнева знает, как «заржавевшую железку» превратить в блестящий музейный экспонат. В ход идут механические и химические способы. Но основная задача реставратора – стабилизировать археологические находки из металла, чтобы остановить естественные процессы разрушения. Надо отметить, что Светлана поистине мастер на все руки. В данный момент занимается реставрацией археологических находок из Кирилло-Белозерского музея-заповедника – кожаных ремней и остатков обуви. Эти вещи были найдены во время раскопок Оружейной палаты на территории Кирилло-Белозерского монастыря и довольно долго ждали реставрации. Археологическая кожа выглядит как корка: затвердевшая, потрескавшаяся, пересохшая, с множеством деформаций. В процессе реставрации она пластифицируется, выпрямляется, консервируется, различными способами восполняются утраты. Кожа снова становится мягкой. Сложность представляют находки, в которых сочетаются разные материалы, как например, в обуви – кожа и металлические гвозди. Другой экспонат – бивень мамонта. Это, кстати, один из самых сложных материалов для реставрации. Данный экземпляр тоже не сразу попал в руки к Светлане Георгиевне, поэтому успел изрядно расслоиться и деформироваться. Работа над ним идет уже третий год: все это время бивень сох, скрепленный металлическими стяжками. И вот наконец он полностью просох, теперь его нужно пропитать специальным составом и подклеить фрагменты. Далее наша группа отправилась в мастерские реставрации темперной живописи. Заведующий сектором реставрации темперной живописи художник-реставратор станковой темперной и монументальной живописи Сергей Павлович Белов буквально на днях завершил работу над житийной иконой Сергия Радонежского. Реставрация была выполнена всего за год и приурочена к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, которое будет широко отмечаться в 2014 году. Икона интересна тем, что это единственная житийная икона Сергия Радонежского в Вологодском музее-заповеднике. Она происходит из Спасо-Прилуцкого монастыря, поступила в музей в 1926 году. По предположениям Сергея Павловича, икона была написана в конце XVII – начале XVIII века царскими иконописцами Оружейной палаты в Москве. «Икона поступила на реставрацию в очень плохом состоянии, – рассказывает С. П. Белов. – Раскрытие приходилось делать буквально миллиметр за миллиметром, работая под микроскопом скальпелем, сделанным из швейной иглы. Реставрация – очень кропотливая работа, требующая большого терпения. Я сам очень импульсивный человек, но когда сижу над иконой – замираю и не могу оторваться». Рассказ Сергея Белова продолжили молодые реставраторы Татьяна Котова и Андрей Смирнов: «В работе над темперными иконами есть два этапа – консервация и реставрация. На консервацию приходят иконы для укрепления доски и красочного слоя. Во время реставрации икона раскрывается, обнаруживаются ранние и поздние записи, идет работа с красочным слоем: подводится левкас, тонируются утраты (если небольшие, то в цвет автора, если значительные, то тонировка должна отличаться – быть светлее). Оборот иконы покрывается воском для защиты от влаги и придания насыщенности натуральному тону дерева. Отреставрированная икона покрывается защитным реставрационным лаком. Все процессы строго регламентированы и описаны в методических рекомендациях. Ведется обязательная фотофиксация всех процессов и запись в реставрационном паспорте. Икона состоит из нескольких слоев: деревянная доска, паволока (тканевая или бумажная основа), левкас (меловой или гипсовый грунт), красочный слой и олифа». Рыбий клей – один из основных материалов, с которым работают реставраторы икон. Его готовят из воздушных пузырей осетровых пород рыб, густой клей хранят в холодильнике. Для разных процессов используется клей разной концентрации. Разбавляют его дистиллированной водой. Необычен набор инструментов художника-реставратора. Кроме традиционных кистей, используется целый спектр хирургических, стоматологических, столярных и слесарных инструментов. Например, шпатели, используемые для укладки вздутий красочного слоя на клей, очень гладкие, потому что сделаны из фторопласта. Для скрепления слоев используются специальные утюжки, разного размера и веса, нагретые до необходимой температуры. Если доски иконы со временем извело, они сплачиваются в ваймах (приспособление для сборки деревянных изделий или их частей), оставшуюся щель заполняют специальным составом: сначала волокнами пеньки, а потом древесно-клеевой массой. Рядом работают начинающие реставраторы масляной живописи Дарья Томилова и Маргарита Печикина. Дарья и Маргарита – выпускницы художественно-графических факультетов Костромского и Череповецкого университетов. Работая в Вологде, девушки проходят ежегодные стажировки в Центре им. академика И. Э. Грабаря в Москве. Маргарита рассказала о процессе реставрации на примере картины «Деревенский пейзаж» художника Ф. П. Нестерова из собрания ВОКГ. Картина написана в 1942 году. Поступила в реставрационный центр без подрамника, полотно было очень ветхое, с разлохмаченными краями, на лицевой части имелись глубокие борозды. Реставраторы продублировали авторский холст. Наклеили его на специально подготовленный, идентичный по характеристикам авторскому, и натянули на новый подрамник. Картина разгладилась, борозды стали почти не заметны. В данный момент по всему периметру подводится реставрационный грунт на основе рыбьего клея, тонко измельченного мела и льняного масла. После высыхания и выравнивания грунта делается тонировка авторской живописи. Все участники экскурсии были поражены изменениям, которые происходят с живописными полотнами после реставрационных работ, когда сравнивали произведения до и после восстановления. Завершилась необычная экскурсия в мастерской по реставрации художественного текстиля, в которой трудится опытный художник-реставратор Екатерина Колесникова. В реставрации тканей такой же строго регламентированный порядок действий, как и с остальными материалами. Предметы проходят механическую очистку, обеспыливание пылесосом или мягкой щетинистой кистью. Затем проводятся лабораторные исследования на состав ткани, подбираются красители. Далее выявляются виды пятен и определяются способы из выведения. Для этого применяются щадящие методы с применением дистиллированной воды и спиртов. Каждое пятно удаляется отдельно. Потом проводится общая очистка дистиллированной водой. Проколы, прорывы, утраты фрагментарно или полностью дублируются на шелковый газ. Газ окрашивается в соответствующие оттенки. Уходили из Реставрационного центра мы полные впечатлений. Не только от прекрасных памятников истории и культуры, но и от удивительных, увлеченных людей, которые там работают. Можно с уверенностью сказать, что День открытых дверей удался. «За день в наших мастерских побывали около 60 человек, – рассказывает заведующая Вологодским филиалом ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря Наталия Смирнова, – это было очень неожиданно. Приятно то, что от всех посетителей мы слышали только восторженные и благодарные отзывы о нашей работе. Возможно, в будущем Дни открытых дверей станут традиционными». Мария Гуляева | ||
|
return_links(); ?>
build_links(); ?>