Такое предположение сделали петербургские реставраторы, когда обнаружили латинскую монограмму на одной из росписей в доме Пановых в Вологде.

Построенное в XIX веке деревянное здание на Герцена, 38 принадлежит предпринимателю Герману Якимову. В прошлом году памятник начали реставрировать. Проект разработало ООО «БизнесКонсалт», в мае к восстановлению дома приступила компания «Вологодские реставраторы». На сегодняшний день подходят к завершению отделочные работы. Благоустраивать территорию вокруг дома продолжат, когда на улице потеплеет.

Ранее процесс реставрации касался только архитектуры. В этом году было получено разрешение на исследование настенной живописи. Для проведения работ были приглашены специалисты из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

Дом Пановых – на сегодняшний день единственный деревянный памятник в Вологде с выявленной настенной живописью в интерьерах. Росписи выполнены масляными красками по штукатурке. Парадная зала расписана пейзажами, изображающими природу и сельский быт. Орнаментальная роспись обвивает плафоны.

Фото Михаила Рогозного Залы второго этажа Залы второго этажа Залы второго этажа В художественном оформлении залов использовалось сусальное золото. Залы второго этажа Залы второго этажа Залы второго этажа Залы второго этажа

На стенах других помещений выполнена имитация под разные сорта мрамора. Художник умело сочетал их между собой по цвету и композиции. Специалисты отмечают, что такой «инкрустационный» стиль отделки уходит корнями в глубокую древность: так украшали аристократические усадьбы в Помпеях еще в III-I веках до нашей эры.

Живопись на первом этаже Живопись на первом этаже Живопись на первом этаже Потолок в технике гризайль Потолок в технике гризайль Живопись на первом этаже Живопись на первом этаже Потолок в технике гризайль

В советские годы росписи были закрашены и закрыты обоями. Судя по газетам, которыми были оклеены стены одного из помещений, живопись была скрыта от посторонних глаз в период 1930-х годов. На красочном слое можно увидеть и другие приметы времени: нарисованный карандашом серп и молот, ростомер (предыдущие обитатели отмечали рост ребенка с указанием дат вплоть до 1934 года). 

Фото Михаила Рогозного На росписях множество утрат, в том числе от гвоздей. Ростомер Ростомер Отслоившиеся пласты обоев, не щадя живописи, прибивали обратно гвоздями. Серп и молот

Живопись в трех помещениях второго этажа была обнаружена в 90-е годы. Долгое время эти панно считались единственными уцелевшими, но при раскрытии стен в 2022 году найдены фрагменты росписей на первом этаже и в еще одной комнате второго этажа. Реставраторы предполагают, что все помещения дома были художественно декорированы.

«Три зала, где реставрация проводилась в 2000-е годы, находятся в удовлетворительном состоянии. Но там есть свои проблемы: в некоторых местах пошли трещины, отслоения. Это происходит из-за того, что дом деревянный: он «движется», приводя в движение и основу, на которую нанесена живопись. Пострадавшие участки необходимо законсервировать. Остальные помещения нужно обследовать, чтобы понять, где еще присутствует живопись», – поясняет прибывший в Вологду заведующий кафедрой живописи и реставрации Академии Штиглица Михаил Рогозный.

В поисках росписей специалисты просвечивают закрашенные поверхности ультрафиолетовым и инфракрасным светом, а также делают зондажи (расчищают фрагменты от поздних наслоений).

Первые пробы показали наличие живописи под слоем краски на втором этаже. На потолке первого этажа под гипсокартоном скрывалась роспись в технике гризайль (градации одного цвета), имитирующая лепнину. Предположительно похожим образом мог быть оформлен и закрашенный потолок второго этажа.

Фото Михаила Рогозного В художественном оформлении залов использовалось сусальное золото. В художественном оформлении залов использовалось сусальное золото. Предположительно закрашенный потолок второго этажа мог быть оформлен в технике гризайль. В художественном оформлении залов использовалось сусальное золото. В художественном оформлении залов использовалось сусальное золото.

Любопытное открытие ждало исследователей и на одном из пейзажных панно.

«Нами при обследовании была обнаружена монограмма – L. На мой взгляд, это говорит о том, что автором живописных панно мог быть европейский художник. Вряд ли русский мастер стал бы подписываться английской монограммой. Да и стилистика самой живописи европейская, не характерна для провинциальной культуры России, даже в Петербурге я не встречал росписей такого плана. Если сравнить, как у нас художники писали цветочные гирлянды в XIX веке, и как написано здесь, можно четко сказать, что это разные школы, несмотря на то, что в Петербурге очень много работало художников из Италии, Франции. Орнаменты выполнены в европейском духе», – отмечает Михаил Рогозный.

При этом неизвестный автор вероятно был знаком и с нашим северным краем. Художник-реставратор высшей категории Ольга Соколова, занимавшаяся исследованием и восстановлением живописи в доме Пановых ранее, отмечает, что на некоторых пейзажах изображены природа и реалии Русского Севера.

По словам специалиста, на одной из композиций, украшающих плафон, узнаваемы очертания шлюзованного канала Северо-Двинской водной системы. На картине присутствует «новшество» того времени – пароход (на 1823-й год в Вологде их было всего три).

Северную традицию рыбной ловли художник изобразил на южной стороне плафона – так называемое «лучение», когда воду освещали с помощью огня или смоляной лучины в поисках рыбы, а затем найденную добычу били острогой.

Еще одна композиция на плафоне изображает Большой каприз в Царском селе – искусственные земляные насыпи с арками-переходами. Более крупную арку венчает Китайская беседка с мраморными колоннами и изогнутой «китайской» кровлей. По одному из предположений, сюжеты пейзажей навеяны путешествиями и увлечениями самого заказчика.

«Росписи безусловно представляют большую ценность не только в художественном плане, но и в историческом аспекте. Особенно интересно, что практически во всех комнатах дома обнаружена художественная отделка. Очень редко сохраняется целый комплекс – это достойно того, чтобы сделать в доме музей», – считает Михаил Рогозный.

Петербургским специалистам предстоит большой объем работ. По результатам обследования живописи будет разработана методика ее консервации, после чего реставраторы приступят к укреплению росписей.


6+

Теги: реставрация, дом пановых, Герман Якимов, академия штиглица, живопись, Ольга Соколова
Алина Махлина

Новости по теме