Премьера спектакля «Великий синемой» (реж. Ася Литвинова) состоялась в креативном пространстве «Салют, молодежь» на этой неделе.
Звуки фортепианной музыки доносились со второго этажа – зрителей у входа в кинозал встречал композитор Анатолий Дзюба, предваряя погружение в мир немого кино. Он написал музыку для спектакля в тандеме с Марией Аникеевой.
История начинается в вологодском электротеатре «Рекорд» (сейчас «Салют»), где встретились двое политических ссыльных Женя (Мария Иваненко) и Митя (Антон Зайцев) и гимназистка Леночка (Виктория Теплова). Идиллию нарушает полицейский (Александр Андрюшин), дядя Леночки, пытающийся защитить ее от вредного влияния.
Молодые люди полны надежд и планов. Юная Женя участвует в подпольной деятельности, пишет стихи и боготворит Льва Толстого и его идеи. Митя считает, что светлое будущее можно приблизить только конкретными действиями, а не бумагомарательством. А Леночка просто обожает кино и тайком пробирается на «фильму», на которую билеты ей не продают из-за возраста.
Через несколько лет эти трое встретятся снова, но по разные стороны баррикад. Героиням суждено стать служительницами «великого синемого» – кинематографа. Одна окажется знаменитой актрисой, другая напишет сценарий великого фильма, и обе будут влюблены в гениального режиссера Костю (Дмитрий Дядюхин). Прототипом его стал Сергей Эйзенштейн.
«Работал над образом постепенно, сначала изучал биографию, смотрел фильмографию и что-то для себя набирал, что помогло бы мне приблизиться к своему прототипу», – поделился Дмитрий Дядюхин.
Революция, гражданская война и годы репрессий изменят их судьбы и их искусство. В ком-то умрет человек, и на смену ему придет «животное, которое чувствует запахи» и выживает, а в ком-то – погаснет творчество. И только время покажет, кому из них достанется бессмертие, обещанное «великим синемым».
Пьеса писалась под конкретное пространство. По словам создателей спектакля, вологодский кинотеатр является не просто отправной точкой для всего действия – он рождает эстетику и художественное решение. «Здесь большое значение имеет огромный экран, который сложно представить где-то в театре», – отметила режиссер Ася Литвинова.
На экране показываются отрывки из немых фильмов, там же периодически всплывают реплики героев. А костюмы и декорации не выбиваются из черно-белой гаммы за исключением красных революционных всполохов. И кто-то из персонажей раскрывается и «белеет» на глазах, а кто-то со временем предпочтет застегнутый на все пуговицы темный костюм.
Консультировали создателей спектакля заведующая выставочным комплексом «Вологда на рубеже XIX и XX веков» Марина Критская, а также заведующая домом-музеем «Вологодская ссылка» Анна Шалыгина.
Постановка создана в рамках проекта «Прошлое в границах настоящего. КиноSound», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив.
Следующий показ спектакля «Великий синемой» состоится 25 ноября. Билеты можно приобрести онлайн. Ссылка будет размещена в группе.
18+
Теги: Салют, пфки, Мария Иваненко