В начале октября Вологодская областная картинная галерея провела мероприятия научно-исследовательского и просветительского проекта «Шаламов. Северный характер», посвященного предкам Варлама Тихоновича и его творчеству. Проект охватил четыре населенных пункта – Великий Устюг, села Обрадово и Усть-Алексеево в Великоустюгском округе, поселок городского типа Лальск в Кировской области. При поддержке мецената Виктора Чучина в этих населенных пунктах прошли тематические лекции.
Выбор городов не случаен: «Родившийся в Вологде Шаламов никогда не бывал в Великом Устюге, однако связан с этим городом через отца и многие поколения его предков-священнослужителей. Исследования показывают, что Шаламовы на протяжении веков жили и несли пастырскую службу в суровых и благословенных местах Русского Севера – на великоустюжской и лальской земле, что не могло не отразиться на характерах всех представителей рода Шаламовых. Главные темы поэзии и прозы Варлама Шаламова: человек с его силой и слабостью, преодоление зла и сопротивление насилию – универсальны и актуальны в любые эпохи», – рассказали в ВОКГ.
Лекции о Шаламове прошли в Великоустюгском музее-заповеднике, Лальском краеведческом музее и библиотеке села Усть-Алексеево.
Научный сотрудник Шаламовского дома ВОКГ, член Союза российских писателей Андрей Таюшев рассказал о биографии и творчестве Варлама Шаламова, затронул его литературные интересы.
Вопросы генеалогии Шаламовых и их связи с великоустюжской и лальской землей осветил в своем рассказе кандидат медицинских наук, врач, историк, путешественник, член совета Ассоциации медицинских антропологов Марк Головизнин.
Марк Васильевич рассказал cultinfo о поездке в Обрадово и Усть-Алексеево:
«В начале октября на Вологодчине был реализован проект Вологодской областной картинной галереи «Шаламов. Северный характер». Участники проекта посетили с исследовательской и лекционной целью Великий Устюг и Лальск, а также села Усть-Алексеево и Обрадово – места, где родились и проводили служение несколько поколений священников Шаламовых.
Село Обрадово находится примерно в 40 км от впадения в реку Юг ее правого притока Лузы. Дорога, ведущая к нему из бывшего райцентра Усть-Алексеево, последние семь километров тянется по южской пойме, и в дождливое время пройти здесь может только трактор. Тем не менее, село не покинуто – в большинстве домов живут (похоже – в летнее-осенний период), а один москвич даже двухэтажный коттедж и теплицы.
В Обрадово в середине XIX века родился дед писателя Николай Шаламов, отслуживший несколько десятилетий в коми-зырянском селе Вотча близ Усть-Сысольска. В нем же много лет окормлял приход церкви Василия Великого его прадед, священник Иоанн Шаламов. Известно, что возле запустевшего храма долгое время сохранялась надгробная плита прабабушки Варлама Шаламова Татьяны Петровны, умершей в 1851 году. Следует сказать, что жители Усть-Алексеева – ближайшего к Обрадово крупного населенного пункта – знают творчество писателя и воздают ему должное. Об этом говорила полная аудитория усть-алексеевской библиотеки во время лекций и зачитанные почти до дыр книга цикла «Колымских рассказов» «Левый берег».
К сожалению, идиллия была нарушена, когда мы оказались у обрадовского храма и надгробия прабабушки Варлама Шаламова. Надгробная плита оказалась расколотой на три части, вероятно, из-за повреждения, нанесенного неосторожным наездом большегрузного автомобиля. Саму же надпись удалось частично прочесть лишь после усердной чистки плиты. Очевидно, что надгробие нуждается в осмотре специалистами с целью решения вопроса о его реставрации и, возможно, музейном хранении. В консервации нуждается и сам храм Василия Великого – прекрасный образец великоустюжской архитектурной школы. Это утверждение может встретить скептические ремарки, связанные с удаленностью Обрадово и отсутствием хороших дорог. Однако на обратном пути мы отметили многообещающий прецедент в тех же краях вологодского Поюжья: в заброшенном селе Орлово жители окрестных деревень сами восстанавливают храм Святой Троицы. В Тотьме, где два года назад жители и научное сообщество начали бить тревогу о состоянии храма Воскресения в селе Варницы, началась его долгожданная консервация. Оба последних случая не имеют отношения к наследию предков Шаламова, однако показывают, что инициативы снизу могут реализоваться даже там, где это сначала кажется мало реальным».
Теги: ВОКГ, Варлам Шаламов