Выставка «Рождественское» открылась в Шаламовском доме в первый день Рождественского поста.

Выставка проникнута предчувствием светлого праздника. Зал украшен флажками и снежинками. Гостей встречает елка, наряженная в соответствии с рождественской символикой: венчает дерево восьмиконечная звезда, ниже – «небо» с птицами и ангелами, а дальше мир земной с людьми и животными. Раритетные игрушки из своих коллекций предоставили сотрудники галереи.

Ираида Копьева. Дом Шаламова. Морозное утро. 2008. ФрагментАлександр Савин. Сочельник. 2022. ФрагментЕвгений Гусев. Зимнее солнце. 1982. ФрагментЮрий Соломкин. Зимняя ночь. 1989Неизвестный иконописец (Россия). Богоматерь «Иерусалимская». Икона. XVI-XVII вв.Николай Сажин. Тотьма. Церковь Рождества Христова. 2006. ФрагментТатьяна Кочемасова. Снегири. 2018. ФрагментГеоргий Попов. Лунная ночь. Ряженые. 1983Александр Пантелеев. Мороз и солнце. 1982. ФрагментСергей Радюк. У рождественской елки. 1992. Фрагмент

«Называется выставка необычно – «Рождественское». Так и хочется подставить какое-то слово: рождественское ощущение, рождественское чудо. И это не случайно. Дело в том, что мы рассказываем о Рождестве не как о событии, а о смыслах, ощущениях, ассоциациях, чувствах по отношению к этому празднику», – отметила куратор выставки, заведующая отделом русского искусства Вологодской областной картинной галереи Юлия Синицына.

Древнерусское искусство представлено на выставке иконой Богоматери с Младенцем «Иерусалимская» XVI века в окладе XIX века. На французских гравюрах 1860-х годов изображены места, где началась земная жизнь Христа и где она закончилась: Вифлеемская пещера, молочная пещера, где Богородица кормила Младенца по пути в Иерусалим, и кувуклия – пещера, где Спаситель воскрес.

Средствами абстракции показана тема Рождества на картине Андрея Поздеева. «Здесь всего три цвета. Белый – цвет чистоты, синий – цвет Богородицы и золотое зёрнышко, в котором скрыт смысл и глубина», – поясняет Юлия Синицына.

Юлий Клевер. Зимний пейзаж. Вечереет. Ок. 1895. ФрагментАндрей Поздеев. Рождество. 1988Клеже Убер, Голдро Жюль. Пещера Рождества Христова. Из альбома «Виды Иерусалима». 1862Ася Шеварова. Святки. 2012. ФрагментНаталия Корнилова. В парке. 1978. ФрагментВыставка «Рождественское»Выставка «Рождественское»Выставка «Рождественское»Выставка «Рождественское»Выставка «Рождественское»

Не менее символичен и пейзаж Александра Савина «Сочельник» – недавнее приобретение галереи. В темную ночь во дворе деревянного дома горят огни, а за белой простыней чудится то ли фигура ангела, то ли силуэт Богородицы со Христом на руках. Также на выставке можно увидеть зимние пейзажи Георгия Попова, Ираиды Копьевой, Татьяны Кочемасовой, Юлия Клевера. Тотемская церковь Рождества Христова видна на работе Николая Сажина.

Дополнительное измерение выставке придает и то, что размещена она в доме священника Софийского кафедрального собора. Здесь жила семья Шаламовых. На открытии выступил нынешний настоятель Воскресенского и Софийского кафедрального собора, благочинный Вологодского Северо-Западного округа, протоиерей Андрей Смирнов.

«Рождество Христово – событие одновременно близкое, понятное, и в то же самое время оно далёкое и не отмирное. Почему оно близкое? Потому что рождение младенца нам понятно. Мы приходим, от матери рождаясь. Почему оно далёкое и неотмирное? Потому что именно в событии Рождества Христова скрыта тайна Боговоплощения, когда младенец Христос ещё и Богочеловек», – объяснил священник.

Директор ВОКГ Галина ФалалееваОткрытие выставкиПротоиерей Андрей СмирновНаучный сотрудник Шаламовского дома ВОКГ Андрей ТаюшевПредседатель Вологодского отделения Союза художников Николай МишустаУченик Детской музыкальной школы №1 Матвей ЯкуничевЗаведующая отделом русского искусства ВОКГ Юлия СиницынаОткрытие выставки

Выставка продолжит работу до 28 января по адресу: ул. С. Орлова, 15, с.1. Вход по билету – можно купить онлайн и в кассе.

6+

Теги: ВОКГ, Шаламовский дом, Рождество, Новый год
Алина Махлина

Новости по теме