В Доме Корбакова можно увидеть межмузейный выставочный проект «Кушать подано», объединивший произведения из коллекций Вологодской областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника и Череповецкого музейного объединения. Выставка раскрывает три важные темы российской гастрономической культуры: хлеб как центрообразующий элемент; застолье как праздничное восприятие жизни; чаепитие как повседневная душевно-открытая сторона бытия.

Выставочный проект «Кушать подано»Выставочный проект «Кушать подано»Выставочный проект «Кушать подано»Выставочный проект «Кушать подано»Выставочный проект «Кушать подано»Евгений Шевченко. Русскя печь. 2006Выставочный проект «Кушать подано»Евгений Соколов. Натюрморт с хлебом. 1966. ФрагментАльберт Папикян. Н.М. на этюдах. 1986. Фрагмент Валентина Шапкина. Натюрморт с капустой и рябиной. 2008. Фрагмент Александра Смоленцева. Натюрморт овощи.1973. Фрагмент

«Это тематический проект, где мы показываем предметы разных жанров: живопись, графику, декоративно-прикладное искусство и скульптуру малых форм. Мы специально готовили выставку к Новому году, поэтому в экспозиции очень много изображений праздников и разной еды», – рассказала куратор выставки Любовь Соснина.  

Открывает выставку раздел «Про хлеб, про соль» – эту тему развивают в натюрмортах Евгений Соколов, Владимир Корбаков, Альберт Папикян и другие авторы. Полотна дополняет крестьянская посуда, керамические и берестяные изделия.

В следующем зале, посвященном человеческой жизни и еде, выделяются работы Александры Смоленцевой. «Александра Ивановна приехала к нам из Москвы. Она пробовала новые формы искусства, из-за чего была отлучена от учебы и фактически сослана в Вологду, где прожила оставшуюся жизнь. Известность она получила уже в 70-е годы, когда дела, связанные с репрессиями, ушли в прошлое. В своих натюрмортах она показывает приятие жизни, ее красоту и наполненность», – отмечает Любовь Соснина.

По-своему уникальна ранняя работа Джанны Тутунджан – портрет Щенниковой, доярки колхоза «Красное знамя» Вологодского района. Она была написана в 1960 году еще до знаменитых серий, связанных с тарногской землей.

В зале графики собраны лубочные картинки и бытовые зарисовки XIX века, русские типажи и литературные герои, а также карикатуры советского времени. Здесь же на групповом портрете среди гусар стоит наш земляк Кирилл Дружинин – представитель того самого дворянского рода Дружининых, чьи дом и флигель находятся на улице Мальцева. Работа кисти венгерского художника Михаила Зичи является самой большой акварелью в собрании картинной галереи. Подробнее о ней мы рассказывали в проекте «Арт-мозаика».

Произведением искусства в этом зале можно назвать меню. Их создание часто было приурочено к событиям в жизни императорской семьи. Царское меню в честь венчания на царство Николая II и государыни императрицы Александры Федоровны оформлено Виктором Васнецовым. Рядом представлен проект меню в память о пребывании Романовых в Кусково у графа Шереметева, и здесь уже узнаваема рука вологодской художницы Елизаветы Бём. Главные герои традиционно – дети. Позировали для ее работ часто обычные крестьянские ребятишки, которых добрая барыня щедро одаривала лентами и гостинцами.

В последней «десертной комнате» притягивают взгляд ягоды и фрукты на картинах Джанны Тутунджан, Александры Смоленцевой, Георгия Попова. А на картине Михаила Ларичева можно увидеть традиционный северный способ просеивания клюквы на ветряном угоре.

Выставочный проект «Кушать подано»Алексей Успенский. Семейная сцена.Выставочный проект «Кушать подано»Выставочный проект «Кушать подано»Владимир Мигачев. Натюрморт с белой кружкой. 2003 Максим Митляхин. Из полиптиха Праздник. Людмила Волова. Летний чайник. 1992Георгий Попов. Натюрморт. Ягоды. 1984 Михаил Ларичев. На ветряном угоре. 1974

Гордость выставки – предметы декоративно-прикладного искусства, которые размещены во всех залах. Многие из них – победители всероссийских выставок, и в музеи попадали через Министерство культуры РСФСР. Здесь и знаменитая хохлома, и гжель, жостовские подносы, кузнецовский фарфор 1891 года, и столовый сервиз Фриха 1950-х годов.  Один из фарфоровых чайных наборов передала в фонды галереи двоюродная сестра бывшего директора галереи Владимира Воропанова. Есть и изделия вологодских мастеров. Например, полностью глиняный самовар череповецкого художника Юрия Легкова и пряничные формы Михаила Кирьянова, на которых еще видны следы приготовления лакомства.

Хохломская роспись Чайный сервиз. 1900-1910 гг. Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. М.С. Кузнецова  Людмила Азарова. Женщина с самоваром. Гжель. 1980 Чайный набор. Подарок. Дмитровский фарфоровый завод. 1971 Чайный сервиз. Баллада о цветке. Ленинградский фарфоровый завод. 1972 Михаил Тараев. Чайный сервиз. Русский сувенир. 1975Юрий Легков. самовар. 1984Татьяна Шолохова. поднос. Цветы в орнаменте. Жостово. Кузнецовский фарфорСтоловый сервиз. Простой. Конаковский фарфоровый завод. 1959 Пряничная форма Михаила Кирьянова

Выставка продолжит работу до 21 февраля по адресу: Вологда, ул. Октябрьская, 13. Вход по билету. Его можно купить онлайн и в кассе.

6+
Теги: Дом Корбакова, ВОКГ, вологодский музей-заповедник, ЧерМО
Алина Махлина

Новости по теме