Эту яркую энергичную актрису знает не одно поколение вологжан, ведь на сцене родного ТЮЗа она играет с самого его основания. Каждая ее роль, главная или эпизодическая, наполнена яркими эмоциями, глубокими переживаниями, тонкими интонациями. За годы работы Валентина Эдуардовна Бурбо создала больше сотни разноплановых образов и сейчас продолжает удивлять и радовать зрителей своим талантом. Сегодня актриса отмечает свой юбилей, и редакция cultinfo.ru от души поздравляет ее и желает ярких ролей, любви зрителей и крепкого здоровья. 

Вся творческая жизнь Валентины Бурбо связана с одним театром – Вологодским театром юного зрителя. Она приехала в Вологду из Новосибирска с первым, ставшим уже легендарным «десантом» молодых артистов, из которых сегодня она единственная осталась на Вологодчине и до сих пор служит в ТЮЗе. Она помнит, как все начиналось: как артисты жили все вместе в квартире на улице Ярославской, как мечтали о своем здании.

За роли, сыгранные в родном театре, Валентина Бурбо неоднократно отмечалась профессиональными премиями. Кроме того, успевала преподавать, в том числе и на отделении журналистики ВГПУ, вела драматические студии в школах города. Ее воспитанники неоднократно побеждали на городских конкурсах чтецов, постановок. Некоторые впоследствии выбрали актерскую стезю. А те, кто не связал свою жизнь с театром, все равно с благодарностью вспоминают школьные занятия и выступления. В областной филармонии вместе с коллегами из ТЮЗа Валентина Бурбо участвовала в проекте по сказкам – с инсценировками народных сказок, произведений Александра Пушкина их команда объехала практически все школы Вологды.

Валентину Эдуардовну вологжане знают как энтузиаста, влюбленного в свою профессию. Каждая ее роль – проработанный до мелочей образ. И каждый выход на сцену для ее поклонников – настоящий праздник. О том, как по крупицам складывалась актерская судьба, рассказала сама именинница.

О детстве

– Я не из театральной семьи и свое детство не провела за кулисами театра. Я даже в музыкальную школу не ходила, хотя всегда любила петь и страстно хотела научиться играть на пианино. А я пела сама дома под приемник. Театр для меня был особой детской мечтой. У каждого человека выбор профессии складывается по-своему, у меня, мне кажется, такая мечта возникла буквально с пеленок. Я еще совсем маленькой устраивала представления: делала ширму и водила кукол, даже сочиняла свои собственные пьесы и их разыгрывала. Все говорили: «Артистка растет!».

В пионерском лагере выступала с пантомимой. Вообще меня «несло», из меня неудержимо рвалась энергия. Я получала огромное удовольствие от того, что делала: пела, танцевала, устраивала представления. Никаких комплексов у меня не было. И в школе меня любили, особенно учителя. Теперь пытаюсь представить себя со стороны: худая белокурая длинноногая девочка, всегда с улыбкой. Наверное, потому и любили: за улыбку, за позитив. О том, чтобы стать актрисой, я в школе как-то не думала. Отобрали в балет – заболела, не получилось. Недолго походила в наш роскошный ДК имени Горького в драмкружок. Читала там письмо чеховского Ваньки Жукова… Возможно, ощущение зала как таинственной и притягательной силы тогда я и почувствовала, находясь на сцене. 

Родилась и выросла я в Новосибирске, там и получила актерское образование. Хотела поступать еще после 8-го класса, но была такого маленького роста, что родители, надеясь, что я еще подрасту, уговорили меня остаться в школе: мол, если хочется, и после 10-го поступишь. И я действительно выросла за два года почти на 15 сантиметров и поступила в театральное училище.

О своем курсе

– Я всегда помню ребят, наш «строптивый» и неукротимый курс! 6 человек из 15 приехали тогда в Вологду вместе с нашим педагогом Кирой Осиповой, позже к нам подъехал Сергей Чередниченко. Мы с однокурсниками и сейчас поддерживаем связь, хотя жизнь разбросала нас по разным городам. Кто в Калининграде, кто в Петербурге, я в Вологде. Сережа Чередниченко трагически рано ушел из жизни. Почему мы были строптивыми и неукротимыми? Наверное, такая слава закрепилась за нами, когда «взорвали» Новосибирск своими дипломными спектаклями «Ночная повесть» К. Хоинского и «Старший сын» А. Вампилова, на которые зрители просто ломились. Сарафанова играл Саша Павельев, Васечку – Коля Захаров. Сейчас оба заслуженные артисты РФ, один работает в Петербурге, второй – в Калининграде. Я играла Нину.

О спектакле писали все местные газеты. Идея создать на основе нашего выпуска «Молодежный экспериментальный театр» просто витала в воздухе. Но инициатива «снизу» не нашла поддержки «вверху», и такой театр в Новосибирске не появился. Зато Виктор Баронов, режиссер из Вологды, пригласил нас к себе. Ему как раз хотелось «взорвать» Вологду, плеснуть новых красок на устоявшуюся театральную палитру города. В Вологду мы ехали с целью создать хороший театр. Первые пять-шесть лет были трудными и напряженными: мы сыграли наш первый спектакль «Ночная повесть» по пьесе Кшиштофа Хоинского на сцене ДКЖ, зрители встретили постановку восторженно. А потом мы в городе не выступали – ездили только по области, и о нас никто практически не знал. Не было здания, не было своего зрителя, не было простора мысли. 

Зато мы побывали в самых отдаленных уголках Вологодчины. Как-то раз из родной деревни Николая Рубцова Николы мы 3 километра проехали за 3 часа 13 минут! Я специально засекала время. Такое было бездорожье!

Не все артисты смогли выдержать трудные условия, многие уезжали. Театру просто необходимо было свое здание. Мы несколько лет добивались его. С Александром Павельевым и Людмилой Самсоновой даже ездили в Центральный комитет комсомола. Там нас душевно принял Владимир Мукусев, ведущий программы «Взгляд». Может быть, наши проблемы он и не очень понял, но постарался как-то помочь. У нас была огромная, всепоглощающая цель – создать свой театр, и в конечном итоге все получилось. 

Кроме того, в театре постоянно менялись режиссеры: у нас работали, например, Валерий Баронов, Кирилл Филинов, Борис Цетлин, Геннадий Николаев, Николай Коваль. А спустя десятилетие к нам приехал Борис Гранатов. Он принял нашу труппу в хорошей творческой форме и понял, что с нами можно сделать что-то интересное. В его первом спектакле по пьесе Александра Володина «Ящерица» были заняты практически все актеры. И с этого момента начался новый этап в истории театра, который продолжается и сейчас.

О кумирах

– Кумиров у меня никогда не было. Конечно, я вижу, чувствую, ценю талантливых людей. Помню свои встречи с ними. В Новосибирск на гастроли приезжали лучшие театры страны. В памяти мое восхищение Иннокентием Смоктуновским в спектакле «Царь Федор Иоаннович». А с театром Моссовета мы целый месяц выходили в массовке, когда они были на гастролях в Новосибирске. Конечно, все мы восхищались Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Маргаритой Тереховой, Геннадием Бортниковым. Бортников в спектакле «Глазами клоуна» просто пронзал душу. Я бывала в разных театрах. И в Риге в театре Райниса, и в легендарном Паневежисском театре, в столичных театрах, в петербургских…. Но фанатизма у меня нет, и никогда не было желания как-то приблизиться к великим, тем более быть «в свите». 

Но один случай, когда я почувствовала себя фанаткой, все-таки был. И произошел он в Вологде, на гастрольном спектакле в Камерном театре. Меня до глубины души тронула Ксения Бойко, молодая актриса из челябинского Нового художественного театра. Ее внутренняя свобода, сочетание внутренней силы и внешнего рисунка настолько поразили меня, что после спектакля я подошла к ней и излила поток своих восторгов. Думаю, когда искренне тронут, надо благодарить артистов за работу и говорить о своих впечатлениях.

Мюзикл «Человек из Ла-Манчи» Д. Вассермана. В роли Альдонсы. 2001 г. Спектакль «Поминальная молитва» Г. Горина. В роли Голды. Спектакль «Алые паруса» Михаила Бартенева. Спектакль «Датская история» Адольфа Шапиро. В роли Спектакль «Последняя любовь (В тени виноградника)» Валерия Мухарьямова. В роли Этель. 2009 г. Спектакль «Последняя любовь (В тени виноградника)» Валерия Мухарьямова. В роли Этель. 2009 г. Спектакль «Зайка-зазнайка» Сергея Михалкова. В роли Старой зайчихи. 2018 г. Музыкально-поэтическое представление «Сороковые, роковые…». 2015 г. Спектакль «Женитьба» Николая Гоголя. В роли сважи Фёклы Ивановны. 2022 г. Спектакль «Женитьба» Николая Гоголя. В роли сважи Фёклы Ивановны. 2022 г. Спектакль «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша. В роли миссис Бейкер. 2021 г. Спектакль-концерт «Старые песни о нас». В роли руководителя хора Авроры Степановны. 2017 г. Спектакль «Обломов» Михаила Угарова. В роли Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 2017 г. Спектакль «Обломов» Михаила Угарова. В роли Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 2017 г. Спектакль «Обломов» Михаила Угарова. В роли Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 2017 г. Спектакль «Очень простая история любви» Марии Ладо.

Об интересных встречах

– Конечно, их было много: и в театре, и на гастролях, и на фестивалях. Я очень ценила своих партнеров по сцене: Александра Павельева, Олега Емельянова, Александра Межова, Вячеслава Теплова, Анатолия Михасика. Мы с ними понимали друг друга. В разное время у нас работали очень интересные художники: Михаил Копьев, Николай Симонов, Галина Яцюк, Ирина Агуф, Степан Зограбян… Довелось поработать с разными режиссерами, хореографами. Несомненно, очень яркой личностью был балетмейстер Макс Миксер – настоящая легенда Вологды. Всех не перечислить! И вологодские писатели к нам приходили, например, Василий Белов читал нам свою пьесу «Бессмертный Кощей».

Когда у нас в Вологде проходит фестиваль «Голоса истории», я смотрю все спектакли. Мне все интересно. Впитываю, анализирую… Хотя не считаю это обязательным, но лично мне нравится открывать для себя новые имена, новые лица.

О сегодняшнем дне

– Наигралась ли я? Я для себя сформулировала так: главное – не наиграться, а реализоваться в профессии. Я, несмотря на большое количество сыгранных ролей, считаю, что реализовалась далеко не полностью. 

Мне кажется, что я нахожусь в такой поре, когда я могу не бежать куда-то, не мчаться, а просто созерцать. Просто неспешно идти по улице, слушать пение птиц, рассматривать что-то такое, что другим кажется неприметным, – например, ветку, которая красиво лежит. Очень важно не бежать – остановиться, выдохнуть и оглядеться вокруг. Мы, к сожалению, всё куда-то бежим, а потом негодуем: ой, как быстро жизнь прошла. Вот потому она и «прошла». Пусть на сцене всё происходит быстро, а в обычной жизни – помедленнее.

Теги: валентина бурбо, ТЮЗ, юбилей
Ирина Сорокина, Ольга Олевская

Новости по теме