Выставка «Свет и воздух» открылась в Доме Корбакова. В каминном зале показано 30 произведений советского художника-импрессиониста Валентины Диффинэ-Кристи (1918-2010). Основную часть работ предоставил Иван Хотинский. Искусствовед и коллекционер уже 14 лет исследует и популяризирует творчество художника.

Валентина Диффинэ-Кристи родилась в семье преподавателя, а впоследствии профессора института имени Баумана Михаила Кристи, училась в Суриковском институте (тогда Училище памяти 1905 года), где встретила свою судьбу – француза по отцу Евгения Диффинэ. Евгений был ярким представителем импрессионизма и ориентиром для современников. Художник Эдуард Браговский, учившийся в конце 1940-х – начале 1950-х, даже вспоминал: «Студенты под влиянием работ Диффинэ – все диффинировали».

Жизнь молодого художника оборвалась в 28 лет: Евгений скончался от тифа в 1942 году в Самарканде, куда эвакуировали студентов Суриковского института после начала войны. Верность супругу и его идеалам в живописи Валентина Михайловна сохранила до конца жизни. Она не отрекалась от импрессионистского направления, несмотря на исключение из Суриковского института (с последующим восстановлением) и обвинения в формализме.

«На рубеже 30-х-40-х годов в советском искусстве был культ Константина Коровина, культ импрессионизма и французской школы живописи. Валентина и Евгений даже назвали своего сына Константином в честь художника. Ещё до войны Третьяковка показывала весь авангард, формалистические течения. Демонстрировались работы импрессионистов и постимпрессионистов: Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо. Они не были разъединены, как сейчас, между Эрмитажем и Пушкинским музеем. Переломный момент в отношении к импрессионизму наступил приблизительно в 1946-47 годах. Директором Суриковского института избрали Федора Модорова, и он уже повел активную борьбу с этим «буржуазным» направлением и его представителями. Ирония в том, что недавно в Волгограде проходила выставка, посвященная русскому импрессионизму XX века, где в том числе были представлены работы самого Федора Модорова», – рассказал искусствовед Иван Хотинский.

На выставке можно проследить, как менялся стиль Валентины Диффинэ-Кристи. Ее работа «Француженка» с фестиваля молодежи и студентов написана в более реалистическом ключе. Психологической тонкостью и необычным взглядом отличаются портреты рабочих. Тот же «Сборщик» видится настоящим интеллигентом. «Валентина Михайловна состояла в творческой группе «Индустрия». Как все художники в этот период, она ездила и на заводы, и в поля. Эти поездки были необходимы для выполнения государственных заказов. На заказ, например, обычно писались портреты передовиков производства», – отмечает куратор выставки Лариса Зуева.

При этом и в заказных работах Валентина Диффинэ-Кристи продолжала исследовать возможности импрессионизма. Иван Хотинский отмечает в ее произведениях отсылки к французской школе. В «Закате на море» узнаваем «Восход солнца» Клода Моне. В «Игре на балалайке» – розовый фон, как на полотне Гогена «А, ты ревнуешь?». А «Игра в шахматы» – дань уважения Анри Матиссу.

Сам искусствовед приобщился к творчеству Валентины Михайловны благодаря семье. Отец Ивана Никитовича был близким другом Игоря Соколова, мужа сестры художницы Евгении Кристи. Игорь и Евгения были художниками-реставраторами. Долгие годы они работали в Ферапонтове. Супруги реставрировали иконостас Успенского собора и делали с него копии для Министерства культуры СССР.

Валентина Михайловна много раз приезжала к сестре и ее мужу в Ферапонтово. На выставке представлен пейзаж, вдохновленный этими местами. «Сумерки. Ферапонтово» – это единственное произведение мастера в коллекции Вологодской областной картинной галереи. Знаменитый монастырь с его росписями оставил след в душе и живописи Валентины Диффинэ-Кристи, особенно ярко проявившийся в ее позднем «белом» периоде, который сравнивают с фресками Дионисия.

«В своих произведениях она молитвенно обращалась к себе, к умершему супругу, к раю и стремилась туда. И чем больше стремилась, тем выше поднималась к источнику света. В ее работах в этот период пропадают тени, исчезает плотность, фактура, трёхмерное становится двухмерным. Как у Дионисия, все заливается Фаворским светом. Это почти абстрактное искусство, но абстракция сама по себе ее не интересует, ей важнее движение к абстракции, не достижение рая, а стремление к раю», – поясняет Иван Хотинский.

При этом, по словам искусствоведа, художник не навязывает своего взгляда, а как бы приглашает стать соучастником произведения и духовным собеседником. Предметы проступают на холсте не сразу, а постепенно, когда начинаешь вглядываться. Каждая картина предназначена для неспешного созерцания. Особенно удачно сочетаются они с красными стенами. «На светлых стенах ее работы заснут, отойдут в сторону, а здесь красный цвет их выдвигает вперёд, и они сразу начинают жить», – говорит Иван Никитович.

Выставку «Свет и воздух» можно увидеть до 16 марта по адресу: Вологда, ул. Октябрьская, 13. Вход по билету – его можно купить онлайн или в кассе.

6+

Статья искусствоведа Владимира Татаринова о живописи В.М. Диффинэ-Кристи

Статья искусствоведа Елены Лисенковой по выставке «Свет и Воздух» в Кириллове

Теги: Дом Корбакова, ВОКГ
Алина Махлина

Новости по теме