Архитектор Владимир Альберти работал в Вологодской губернии 18 лет – с 1895 по 1913 годы, сначала – губернским архитектором, затем – губернским инженером. Он проектировал пристройки к Зосимо-Савватиевской церкви в Вологде и Прокопьевскому собору в Великом Устюге, составлял сметы на работы в Вологодском кремле, тогда – в Архиерейском подворье. Его проекты подвергались критике и не всегда воплощались, однако он сумел оставить свой, пусть и противоречивый след в вологодской архитектуре. В мае этого года исполнилось 160 лет со дня рождения архитектора. В выпуске «Имени зодчего» рассказываем о его трудах и показываем его проекты из фондов Вологодского музея-заповедника, Госархива Вологодской области и Музея архитектуры имени Алексея Щусева.
Одним из источников сведений о жизни Владимира Альберти (1865-1941 гг.) является статья Георгия Беляева – сына гражданского инженера Константина Беляева. Последний знал Владимира Аркадьевича лично и работал под его руководством в Строительном отделении Вологодского губернского правления.
Георгий Константинович пишет, что предки Альберти были выходцами из пограничных областей Германии и Италии. По приглашению российских императоров, начиная с Екатерины II до Николая I, переселенцы приезжали осваивать пустующие земли Юга России, Поволжья и Северного Кавказа. В одном из таких немецких поселений области Войска Донского (объединяла часть территорий современных Ростовской, Волгоградской областей, Краснодарского края, а также ДНР и ЛНР) родился Владимир Аркадьевич в семье коллежского советника (чин, дававший право занимать средние руководящие должности). Мальчик учился в приходской школе, а затем – в Новочеркасском реальном училище, и уже там у него проявилась склонность к архитектуре и живописи. Поэтому в 1884 году он поступил в Петербургский институт гражданских инженеров (бывшее Строительное училище), который на тот момент по качеству архитектурно-художественного образования не уступал Петербургской академии художеств.


После окончания обучения молодой архитектор в 1889–1890 гг. отбывал всеобщую тогда воинскую повинность. Срок ее сокращался в зависимости от уровня образования. Так, Владимиру Аркадьевичу как выпускнику высшего учебного заведения полагалось служить 9 месяцев. Поскольку к строевой службе по состоянию здоровья он был не годен, то трудился по своей специальности – помощником инженера на строительстве 14 зданий – складов артиллерийских снарядов в Новочеркасске. Позже в должности младшего инженера строительного отделения областного Правления войска Донского он участвовал в возведении и ремонте колоколен, церквей, школ.
Год за годом Владимир Аркадьевич растет в чинах и продвигается по службе: в 1889 году он коллежский секретарь, в 1892 году – титулярный советник. В 1893 году зодчего переводят в Петербург для занятий в Техническо-Строительный комитет Министерства внутренних дел. Здесь, в столице, он встретил свою будущую жену Марию Викторову. Невеста была родом из состоятельной купеческой семьи. В справочной книге о лицах санкт-петербургского купечества оба ее родителя значатся купцами 2-й гильдии: отец Иван Прокофьевич содержал трактир, табачную лавку и питейное заведение, а мать невесты Мария Степановна – трактир и бани.
Молодые обвенчались в 1894 году и буквально на следующий год Владимира Аркадьевича перевели в Вологду на должность губернского архитектора в Строительное отделение. Одним из первых его поручений на новом месте было наблюдение за производством ремонтных работ в здании Вологодского отделения госбанка (сейчас – Музей кружева) и составление исполнительной сметы.
От общежития для гимназистов до тюремной бани
Строительное отделение того времени выполняло функции нескольких структур: оно занималось проектированием, составлением смет, наблюдением за работами, а также проверкой и утверждением проектов и смет на всю губернию. Возглавлял его губернский инженер, ниже по должности был губернский архитектор, им помогали младшие архитекторы и внештатные техники, которые следили за производством работ.
В вологодское строительное отделение обращались разные учреждения. В 1897 году писал туда директор Вологодской мужской гимназии Михаил Алюхин и пытался ускорить процесс согласования и составления сметы на пристройку к зданию гимназии общежития для учеников. Работы планировали начать в 1897 году, но дело затянулось до 1900 года. Автором проекта выступил архитектор Санкт-Петербургского учебного округа Андрей Иосс. Владимир Альберти проверял и исправлял смету, а когда попечитель округа попросил сократить расходы, зодчий изменил в проекте трехэтажное здание на двухэтажное. По поводу расположения помещений советовались с врачебным отделением. Из переписки можно узнать, что на первом этаже общежития должен был находиться лазарет, а на втором – общие спальни учеников и классные комнаты.
Взаимодействовал архитектор и с тюремными ведомствами: в Вологде проектировал ткацкую мастерскую для заключенных и делал чертеж для переустройства пришедшей в негодность печи, создавал проект каменной бани для великоустюгской тюрьмы, а также составлял множество смет на ремонтные работы. К 1911 году в Вологодской губернии насчитывалось 49 тюремных зданий, из них 26 – деревянные. Многие нуждались в ремонте или расширении.
Одним из наиболее известных объектов Владимира Альберти является гостиница «Эрмитаж», где сегодня располагается Администрация Вологды. Здание строилось в 1904-1905 годах под надзором губернского архитектора Николая Анохина на средства купца Василия Семёнова. В 1950-е годы каменный особняк удлинили по проекту архитекторов Николая Смирнова и Михаила Дикарева. Также Владимир Альберти проектировал здание Вологодского страхового общества (сейчас там находится Вологодская областная детская библиотека), построенное к ноябрю 1908 года.
О Вологодском кремле, шумных печах и изобретателе-самоучке
Активно сотрудничал Владимир Альберти с церковными властями. Интересные подробности о быте того времени открывает его труд в Вологодском кремле, а тогда – Архиерейском подворье. В 1896 году архитектор составил смету на комплекс работ. В корпусах предполагалось заменить некоторые деревянные лестницы на каменные. Планировалось также устройство в помещениях пневматического отопления. Для этого необходимо было разобрать существующие печи и сложить их заново с установкой так называемых калориферов – это керамические цилиндрические трубки, газоходы, в которых нагретый воздух поднимался вверх и через специальные отверстия – душники – проникал в помещение.
Один из аналогов калориферной печи сохранился в доме Засецких (Вологда, ул. Ленинградская, 12).
Смета включала и установку в Архиерейском доме водопроводных коммуникаций и сантехники. Соответствующий проект выполнил ярославский изобретатель-самоучка Экзакустодиан Тепен. Фамилией своей он обязан предку – шведу, плененному под Полтавой. Отец Экзакустодиана был садовником, но сын проявлял склонность к механике. Экзакустодиан поехал учиться в Москву в заведение, где изготавливали водопроводы, потом пешком вернулся в Ярославль. «Вестник Ярославского земства» сообщает подробности о том, как нищий юноша боролся за кусок хлеба с бродячими собаками и лишился шапки. Молодой человек своего увлечения не бросил, работал механиком на пароходе, наблюдал и конструировал новые изобретения впоследствии открыл свою мастерскую с 15 рабочими. Еще в 18 лет он женился и обучил слесарному делу молодую жену. Его продукцию отмечали медалями и охотно приобретали. Так, усовершенствованный им поршень для пожарных труб пользовался спросом на московской политехнической выставке. Был ли воплощен проект Экзакустодиана Тепена в Вологде точно не известно, но сам документ дошел до наших дней и хранится в Госархиве Вологодской области.
О любви к русскому стилю
Заметный след Владимир Альберти оставил в храмовой архитектуре Вологодской губернии. Дошедшие до нас работы 1900-х годов – это в основном проекты переустройства или пристроек храмов. Причиной тому часто были ветхость конструкций или желание прихода расширить здание. То есть зодчий в основном работал с объектами, обладавшими своей историей и сложившимся обликом.
Владимир Аркадьевич привносил в вологодские храмы так называемый «русский стиль», который был модным во времена его учебы в Институте гражданских инженеров. Всячески поощрял его развитие и распространение царствовавший в то время император Александр III (правил с 1881 по 1894 гг.). Государь проводил реформы архитектурного образования с целью формирования школы «национального стиля» и всячески приветствовал проекты в духе русской старины.
Добавления в русском стиле нравились не всем современникам архитектора. В это время уже формируется представление о том, что памятники древности нужно сохранять в их первозданном виде. Так, начиная с 1889 года работы на старинных монументальных объектах должны были выполняться по согласованию с Императорской археологической комиссией, которая ведала не только археологией, но и реставрацией.
О Прокопьевскиевском соборе в Великом Устюге и споре с Императорской археологической комиссией
Вологодскую губернию ведомство не обошло вниманием. Так, члены Императорской археологической комиссии выразили свой протест против переустройства ризницы, трапезной и Тихоновского придела Прокопьевского собора Великого Устюга в 1900-е годы. Работы велись по проекту Владимира Альберти.
Сами по себе эти пристройки были, можно сказать, новодельными на тот момент. Собор в честь Праведного Прокопия возвели в 1668 году над могилой святого. Придел же святителя Тихона Задонского с трапезной и ризницей пристроены значительно позже – в 1867 году. К началу ХХ века они уже нуждались в ремонте. Приехавший на место Владимир Альберти при осмотре обнаружил трещины на стенах придела и трапезной и ветхость потолка и предложил капитальное решение вопроса.
В 1900 году он составил проект и пояснительную записку, согласно которым предполагалось стены Тихоновского придела и трапезной разобрать, а на их месте построить новые повыше. В южной и западной стенах храма Прокопия Праведного планировалось пробить две большие (в 7,5 метров) арки вместо существующих маленьких «в целях придания главному Прокопиевскому храму большаго величия, а Богослужению – большей торжественности», отмечал Владимир Альберти. Это повлекло и другие изменения: возникла необходимость балочное перекрытие заменить на сводчатое, также уменьшить размеры окон на южной и западной стенах главного храма. Кроме того, вместо одной печи, обогревающей храм, предлагалось установить два калорифера.
Владимир Аркадьевич подчеркивал, что «вопрос в капительном переустройстве Прокопьевского собора есть насущный вопрос, так как храм не только святыня города, но и исторический архитектурный памятник». Завершить ремонт он собирался за три года. К работам приступили в 1901 году. Однако всё приостановили по просьбе Императорской археологической комиссии, которая настаивала на том, что проект нарушает ее указания, так как предусматривает «искажение боковых частей (Прокопиевского храма) проломом в них арочных отверстий».
В ходе разбирательства Великоустюгскому духовному правлению со ссылкой на проект и пояснительную записку Владимира Альберти удалось доказать, что нарушений не допущено. Ведь непременное условие Археологической комиссии, чтобы восточная и северная стороны Прокопьевского храма были сохранены в существующем виде, исполнено, а «кроме переустроенного Тихоновского придела нет и не было никаких боковых приделов с их древней архитектурой и интересными окнами, а равно не допущено и никаких новых пристроек, замаскировавших бы наружный вид древних стен храма, кроме тех, кои указаны в утвержденном проекте».



Работы возобновили и завершили уже в 1914 году с некоторыми отступлениями. Стены придела сделаны меньшей высоты по просьбе причта и старосты, не желавших закрыть крышей окна старинной церкви и переделывать их в круглые, как указано в проекте. Также уменьшили ширину арок в западной и южной стенах.
Однако критики не удалось избежать. Так отзывался об изменениях в облике древнего Прокопьевского собора историк, действительный член Московского археологического общества Борис Дунаев в своем труде 1915 года: «С южной и западной сторон собора приложена трапезная, которая сильно портит общее впечатление от храмового здания своей новизной и несогласованностью с целым храма». Как бы то ни было, возведенные по проекту Владимира Альберти стены до сих пор стоят и уже стали частью привычного устюжанам облика собора.
Сейчас он является объектом культурного наследия федерального значения. На данный момент разработан и утвержден проект реставрации собора. Объект находится на попечении благотворительного фонда «Наследие Русского Севера».
О паперти Зосимо-Савватиевской церкви в Вологде, возмутившей Георгия Лукомского
Еще одним камнем преткновения стала Зосимо-Савватиевская церковь в Вологде (ул. Ленина, 21). Каменный храм датируется примерно 1759-1773 годами и обладает элементами нарышкинского барокко. Около 30 лет община церкви пыталась воплотить в жизнь планы о возведении пристройки для помещения туда лестницы, ризницы-библиотеки и сторожки, и в начале ХХ века дело сдвинулось. В 1902 году проект паперти выполнил Владимир Альберти. Вологодская духовная консистория дала разрешение на производство работ, а Городская Дума согласилась отдать под пристройку 20 квадратных саженей городской земли.
На работы попечители решили потратить сумму, предусмотренную на благоустройство храма, помогли и пожертвования. Так, свыше 400 рублей на устройство лестницы отдала дочь покойного старосты храма. Отец ее даже при смерти больше всего жалел о том, что не сможет увидеть окончания постройки. Женщина также пожертвовала на работы материалы.
Строительство паперти завершили в 1909 году. И снова проект получил нелестный отзыв. «Церковь очень испорчена пристройкою паперти – двухэтажною в русском стиле, ужасных аляповатых форм; пристройка нарушает всю композицию сооружения», – выразил свое мнение о пристройке к Зосимо-Савватиевской церкви искусствовед Георгий Лукомский, автор «Вологды в ее старине».



В советские годы храм подвергся новым изменениям. После закрытия церкви в 1928 году здание переоборудовали под клуб, разобрав колокольню и главу, а также уменьшив высоту. В 1960-е годы во время реконструкции под руководством архитектора Владимира Баниге бывший храм приобрел современный вид светского сооружения в барочном стиле.
О невоплощенных проектах и храме на духовной родине Рубцова
В том же 1902 году Владимир Альберти разработал проект перестройки возведенной в начале XVIII века Покровской Козленской церкви в Вологде. По его замыслу, храм приобретал богато декорированные в русском стиле фасады, однако такими они остались только на бумаге. Теплый храм церкви перестраивался в 1902-1909 годах, но без учета предложений Альберти.





Невоплощенным остался и проект возведения новой Ильинской церкви в Вологде – на это не хватило средств. В связи с чем приход просил Строительное отделение о разрешении перестроить только алтарь и трапезу холодного храма по проекту Владимира Альберти. Но губернский архитектор Вуколов ответил, что на эти работы нужен новый проект.
В 1908 году Владимир Альберти выполнил проект переустройства каменного крыльца Воскресенского кафедрального собора в Вологде. Вход в храм было решено переделать по причине множественных трещин на сводах и стенах. Крыльцо разобрали, а в 1917 году на новом более прочном фундаменте вновь построили под надзором губернского архитектора Николая Анохина.
Один из объектов Владимира Альберти находился на духовной родине Николая Рубцова – в селе Никольском (Тотемский округ). В 1903 году губернский инженер составил проект расширения Николаевской Толшемской церкви с постройкой новой колокольни. Проект этот представлен в книге Марины Кошелевой и Елены Рубцовой «Здесь для души моей родина». Прихожане выразили желание построить новый теплый храм, так как действующий обветшал, что отметил при осмотре и сам Владимир Аркадьевич. Строительство началось весной 1905 года, а закончилось в 1913 году.
Кроме того, Владимир Альберти вел наблюдение за строительством Николаевского Филисовского храма (д. Филисово, Усть-Кубинский округ) в 1905-1906 годах. Церковь возводилась на средства уроженца деревни Филисово – петербургского купца Александра Красавина. Для этих целей он основал рядом с соседней деревней завод. Проект храма выполнил гражданский инженер Иван Иванов, взяв за образец церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге, в приходе которой находились два дома заказчика Красавина. Николаевский храм освятили в 1907 году. В приход церкви вошли 10 деревень Устьянской волости.




Обладатель высокого чина, столичный житель и почетный пенсионер
За 18 лет жизни в Вологде Владимир Аркадьевич занял руководящий пост в отделении – губернского инженера, дослужился до чина статского советника (наравне с вице-губернатором) и вошел в ряды высшего чиновничества, был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III и стал кавалером ордена Св. Станислава 2 степени. Его коллега, младший инженер Вологодского губернского правления Константин Беляев отмечал, что Владимир Аркадьевич был профессионалом в своём деле, грамотным, пунктуальным, очень доброжелательным и отзывчивым.
В семье у архитектора тоже все складывалось хорошо. У них с супругой Марией Ивановной родилось пять дочерей. Семья жила в собственном двухэтажном деревянном доме в Вологде на углу современных улиц Козленской и Галкинской (не сохранился). При доме имелась конюшня на несколько лошадей, кареты.

В 1913 году Владимир Альберти по запросу Министерства внутренних дел 2 сентября 1913 года переводится в Техническо-Строительный комитет Петербурга. Вся семья переехала в большую квартиру на Кронверкской ул., 65. В Петербурге жили родные Владимира Аркадьевича. Здесь выступала его сестра Зинаида Аркадьевна – артистка театрального литературно-художественного общества. В столице жила и его старшая дочь Наталья Владимировна с мужем.
Архитектор продолжал трудиться в России и после революции. С 1917 по 1933 годы Владимир Аркадьевич работал в строительных организациях Петрограда, а затем Ленинграда. За исключением 1921-1922 гг., когда зодчий ненадолго возвращается в Вологду и трудится инженером производственно-технического отдела Губсовнархоза с жалованьем 886 р/м. Компетенции архитектора ценились. Об этом говорит и получение им персональной пенсии после 1933 года.
Великую Отечественную войну чета Альберти встретила в Ленинграде. Блокаду они не пережили. Владимиру Аркадьевичу было 76 лет, Марии Ивановне – 67. В браке они прожили 47 лет. Он умер в ноябре 1941 года, а она буквально через месяц – в декабре. Оба похоронены на Серафимовском кладбище.
Не все, из того, что возводилось по проектам Владимира Альберти, сохранилось, однако представление о его замыслах дают дошедшие до нас чертежи и фотографии. Некоторые из них представлены на выставке Госархива «Храмовое зодчество».
Список источников:
Алупова С., Буракова С. История продолжается в памятниках // «Северная Новь» (с. Устье). — 1998. — № 96.
Воронина Н.Г. Ссылка: https://ruskontur.com/nikolskoe-czerkov-nikolaya-chudotvorcza-8/
Балакшин. Р. Церковь Покрова Богородицы, что в Козлёне. Историко-церковный путеводитель. – Вологда, 2000.
Барановский Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища) 1842-1892. Санкт-Петербург: Типо-лит. К.Л. Пентковского. 1893.
Беляев Г. К. Альберти Владимир Аркадьевич: [электронный ресурс] / Г. К. Беляев. - Вологда, 2021.
Васильева М.В., Виноградова Е.А., Камкин А.В., Коновалов Ф.Я., Меньшиков А.И., Спасенкова И.В., Суворов А.В.; гл. ред. Камкин А. В. / История православных храмов и монастырей Вологды. – Вологда: Древности Севера, 2014. – 208 с.: ил.
ГАВО ф 14 оп 2 д 314 Формулярный список губернского архитектора, гражданского инженера, коллежского асессора Альберти.
ГАВО ф 496 оп 1 ф 17810 Дело по рапорту Великоустюгского духовного правления о необходимости капитального ремонта Прокопиевского собора г. Устюга
ГАВО ф 496 оп 1 д 17434 Дело об архитекторском осмотре Прокопиевского собора
ГАВО ф 1063 оп 15 д 84 Проекты городского архитектора Петра Федорова и губернского архитектора Владимира Альберти.
ГАВО ф 14 оп 1 д 3754 Утверждение смет на проведение капитального ремонта зданий Вельского уездного казначейства, Вологодского отделения госбанка и строительства каменной церкви в Кулайской волости Вельского уезда.
ГАВО ф 14 оп 1 д 4677 Переписка по строительству школ, училищ, причтовых домов.
ГАВО ф 14 оп 1 д 3916
ГАВО ф 14 оп 1 д 3648 Дело по отношению губернского тюремного комитета о составлении проекта здания ткацкой мастерской.
ГАВО ф 14 оп 1 д 4679 Документы о строительстве и перестройке церквей и наблюдении за их строительством в Лальске, Вельске, Вологде, Тотемском и Кадниковском уезде
ГАВО ф 14 оп 1 д 7514 Протоколы совещательного присутствия ВГП по вопросам тюремного строительства и материалов к ним 31 января – 11 ноября 1911 года
ГАВО ф 496 оп 1 д 17110 Смета на строительные работы по переустройству и ремонту Архиерейского дома, Крестовой церкви, ремонта и укрепления каменной ограды вокруг Архиерейского подворья.
Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество: Город Великий Устюг- М.: Б.и., 1915.- 58с.: ил.
Золотарева М.В. Реформы управления строительством в XIX века в России // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2021. №11
Зяблицкий О. Выпускная квалификационная работа студента 4 курса Вологодской духовной семинарии Сергия Зяблицкого «История Софийского и Воскресенского кафедральных соборов XVI-XX веков».
Императорская археологическая комиссия (1859–1917) : история первого государственного учреждения российской археологии от основания до реформы : Коллективная монография: в 2 т. Т. 1 / науч. ред.-сост. А.Е. Мусин, М.В. Медведева. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : ИИМК РАН, 2019. — 888 (1616) с.:
Логинова А.Н. Особенности изучения и реставрации изразцовой облицовки печей дома Засецких в Вологде // Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации. 2025. № 2(6). С. 21–36.
Лукомский Г. К. Вологда в ее старине : писание памятников художественной и архитектурной старины; сост. и изд. при участии чл. Северного кружка любителей изящ. искусств. — Санкт-Петербург : Сев. кружок любителей изящ. искусств, 1914. — 362, [3] с. : ил. : 18 см.
Минаев А. Л. Вологодские губернские архитекторы конца XVIII – начала XX вв.// Известия ВОИСК. Вып.14. – Вологда, 2005.
Непеин А. Святыни и достопримечательности города Великаго Устюга и его окрестностей. Вологда.Тип. губ. правл. 1915.
Рудник С. Н. Всесословная воинская повинность, русское общество и грамотность новобранцев в России // Петербургский исторический журнал. 2016. №1 (9).
Семичевская Т.С. Становление и развитие «Русского стиля» в архитектуре Российской империи XIX в // Вестник РУДН. История России. 2015. №4.
Сайт ОКН Вологда https://vologda-okn.ru/
За консультации благодарим специалистов Музея архитектуры имени Алексея Щусева, главного архитектора проекта Владимира Лукина, архитектора-реставратора Александру Кучину (на основе материалов ее исследований изложена информация о Прокопьевском соборе), сотрудника Вологодского музея-заповедника Анну Логинову, заместителя директора Госархива области Андрея Яньшина, историка Дмитрия Чекмасова, руководителя Музея вологодских сталкеров Олега Шарова.
Теги: имя зодчего, Владимир Альберти, архитектура