28 мая Вологда простилась с заслуженным работником культуры, кавалером ордена Дружбы Валерием Гончаровым.

Для вологодской культуры это большая утрата. Валерий Петрович более 40 лет развивал концертное дело в регионе, в сложнейшие для страны годы умудряясь держать в Вологде высочайшую планку музыкального искусства, организовывая выступления лучших солистов и коллективов страны.

В ставшей для него родной Вологодской филармонии он работал с 17 лет, начав карьеру с артиста и дойдя до должности директора, на посту которого трудился около 20 лет. Как говорил он сам, работа в филармонии – это для него был образ жизни, вмещающий в себя уйму разных профессий, должностей, видов деятельности.

Валерий Гончаров вывел музыкальную культуру Вологодчины на новый уровень, неизменно стараясь воспитывать у вологодского зрителя хороший вкус. Благодаря ему Вологда стала имиджевым городом для любого крупного артиста, для музыкальных или театральных коллективов. Именно благодаря ему здесь выступали Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Спивакова, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Камерный оркестр «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета, Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого и многие другие.

Одной из своих главных задач Валерий Петрович всегда видел сохранение и развитие потенциала творческих коллективов филармонии. Благодаря его поддержке и участию в филармонии появились Камерный оркестр, Мужской хор и ансамбль народной музыки «Солнцеворот», которых сегодня знают и любят не только на Вологодчине, но и далеко за ее пределами. Валерию Гончарову было все по плечу, он обладал удивительным даром – организаторскими способностями, умел объединять вокруг себя людей, договариваться, ценил профессионализм, всегда поддерживал культурные проекты – Международный Гаврилинский фестиваль, Музыкальный фестиваль «Кружева», театральный фестиваль «Голоса истории», «Лето в Кремле» и многие другие. Он возглавлял Ассоциацию директоров концертных организаций Северо-Запада России, делясь с коллегами своим организаторским опытом.

Это был очень интеллигентный человек, который знал, как найти подход к творческим людям, мог помочь словом и делом, удивлял своим кругозором и открытостью. Среди его друзей много музыкантов, артистов, художников, писателей. И сегодня они делятся своими воспоминаниями о своем друге и коллеге.

Денис Саничев, генеральный директор Вологодской областной филармонии:

Нам будет не хватать Валерия Петровича Гончарова – человека, чья жизнь была неразрывно связана с Вологодской филармонией. Будучи руководителем главного концертного флагмана Вологодчины, он открыл двери этого учреждения для многих талантливых сотрудников, став наставником и проводником в мир профессионального искусства. Валерий Петрович обладал редким даром создавать условия, в которых каждый мог раскрыть свой потенциал, обрести бесценный опыт и уверенность в себе. И не всегда это могли быть советы или прямые подсказки – они, конечно же, тоже были – но нельзя не вспомнить о его таланте создавать те оптимальные и нужные обстоятельства, в которых мы могли нарабатывать свой ценный опыт. Я уверен, светлая память о нём продолжит служить ориентиром для всех нас, вдохновляя достойно продолжать начатое дело и бережно сохранять наследие, которое оставил наш дорогой коллега, друг и наставник.

Валерия Розанова, заслуженный работник культуры РФ, директор Департамента Московской государственной академической филармонии:

Валерий Петрович прежде всего был замечательным организатором. В начале XXI века формировалась организация, которая сейчас объединяет филармонические коллективы страны, – Союз концертных организаций России. Сегодня это очень продуктивная, прогрессивная организация, а в самом начале директора практически не знали друг друга в лицо. Мы делали первый съезд, это был 2007 год, тогда все приезжали, рассказывали про свои филармонические организации, знакомились, обменивались контактами, тогда началась гастрольная деятельность. А Валерия Петровича к тому времени знала вся страна. И, несмотря на то, что в каждом регионе были свои замечательные хоровые коллективы, но всей стране был известен Мужской хор Вологодской филармонии, потому что Валерий Петрович сделал его популярным, он возил его на гастроли по всей России, коллектив тогда выступил в 22 городах. Валерий Петрович – душевный, щедрый во всех смыслах лидер, он помогал организовывать гастрольную деятельность, когда он работал, в Вологду постоянно приезжали яркие коллективы, такие как Большой симфонический оркестр с Владимиром Ивановичем Федосеевым, или Национальный филармонический оркестр России под руководством Владимира Теодоровича Спивакова, одним из последних таких коллективов, которые привозил в Вологду Валерий Петрович, был Национальный молодежный симфонический оркестр. Работать с ним было замечательно: все всегда четко сделано, он понимал, что нужно музыкантам – кому какие инструменты, какая расстановка, какие залы, он замечательно со всеми договаривался, отлично знал специфику гастрольной деятельности, что удобно, что нет, и выстраивал жизнь коллектива во время гастролей в своем регионе с комфортом, поэтому все любили ездить в Вологду.

Это был человек, который умел радоваться достижениям других так искренне, как будто они были его собственные, это очень редкая черта характера, так могут только очень сильные люди и очень чистые, это просто был человек-солнце. Он постоянно поддерживал кого-то, если только предоставлялась для этого хоть какая-то даже небольшая возможность – Петрович всегда был в первых рядах. Я тогда только начинала работать, и он помогал выстраивать эту гастрольную политику, сопровождал своими звонками, важными советами, и это все было бескорыстно, не только в плане денег, он не жаждал себе славы, он просто радовался тому, что дело развивается, что его можно двигать вперед. Валерий Петрович участвовал в самой первой организации директоров филармоний, там было не так много людей, он всегда шел на сближение со всеми, чтобы это было как единое целое, большое радостное событие. Он еще очень многое мог бы сделать. Светлая память хорошему человеку.

Валентина Артамонова, депутат Государственной Думы РФ:

Валерий Петрович – мой большой друг, выдающийся деятель культуры, посвятивший свою жизнь развитию музыкального искусства на Вологодчине. Валерий Петрович пользовался заслуженным авторитетом и уважением коллег, был по-настоящему талантливым управленцем. Под его руководством были созданы яркие творческие коллективы, благодаря ему на Вологодчине появились многие известные музыкальные фестивали, в том числе Гаврилинский фестиваль. Это был человек большого таланта и большой души, великолепный рассказчик, обладающий отличным чувством юмора. С ним всегда было невероятно интересно общаться. Он блестяще знал музыкальную культуру и с огромной любовью относился к классической музыке, сделав очень многое для эстетического воспитания многих поколений вологжан. Светлая и добрая память Валерию Петровичу, глубокие соболезнования родным и близким.

Виктор Колесов, музыкант:

Валерий Петрович Гончаров для меня – это эпоха, насыщенная прекрасной музыкой, доверительными человеческими отношениями. Это сложное, переломное время, и, несмотря на все сложности, время высокого уровня вологодской культуры. Это был незаурядный человек, очень многое сделавший для Вологодской филармонии, и уникально то, как он это делал. Будучи сам в душе прекрасным музыкантом, он всегда находил нужные слова в работе с артистами любого уровня, прекрасно чувствовал публику, обладал природной мудростью, чувством такта и чувством юмора и был очень любим всеми, с кем он работал. Это огромная утрата для города и для близких людей. Светлая память!

Наталья Ситникова, актриса Вологодского драматического театра:

С Валерием Петровичем я познакомилась еще в 1990 году, когда только приехала в Вологду. И сколько лет я работаю в драматическом театре, столько сотрудничаю с филармонией. Даже когда мы были совсем молодыми актерами, нас уже привлекали к каким-то мероприятиям, и тогда появилась такая очень важная вещь – доверие. Насколько это важно, когда тебе доверяют такую ответственную работу. Второе, это был просто очень щедрый человек, если Валерий Петрович – твой работодатель, то у тебя никогда не возникало проблем с оплатой, с местом проведения, он каким-то образом мог решить любой организационный вопрос. Когда мы отмечали его 50-летие, он нас всех поразил просто тем, что он играл на многих музыкальных инструментах, особенно на ударных, это было неожиданно, весело и интересно. Мы тогда подумали, что вот он такой талантливый музыкант, но пошел на административную работу, он оставил практически музыку и полностью отдался другой, не менее полезной деятельности. Он помогал развитию культуры Вологды, области, помогал вологодским музыкантам, вологжанам… Он сумел организовать одно большое музыкальное пространство. Было ощущение, что его знали везде – в России, за рубежом и малоизвестные коллективы, и музыкальные мэтры. Он умел объединить всех, сдружить. Благодаря сотрудничеству с филармонией мне повезло стоять на одной сцене и даже общаться с музыкантами с мировым именем! Под его опекой все чувствовали себя защищенными. Он был удивительный рассказчик. Два года назад, когда я вела мероприятие к юбилею Геннадия Ивановича Соболева, а после остались небольшой компанией, где был и Валерий Петрович, сколько я тогда услышала замечательных воспоминаний о бурной музыкальной жизни на Вологодчине. И он рассказывал это все с таким юмором, теплотой и восторгом, что самой захотелось оказаться в том времени. Мне очень горько, что Валерий Петрович очень рано от нас ушел, он мог бы сделать еще много добрых настоящих дел.

Михаил Гоголин, композитор, руководитель Мужского хора областной филармонии: Мы познакомились с Валерием Петровичем еще в 1994 году, когда я переехал из Красноярска в Вологду. В то время была областная филармония, ей руководил Валерий Гончаров, и детская филармония под руководством Виктора Швецова. Само здание филармонии находилось на реставрации. Когда после открытия начались концерты, я как композитор и дирижер старался сотрудничать с филармонией. С Валерием Петровичем всегда было очень приятно общаться, потому что он был очень душевный человек. Если он что-то обещал, то всегда это выполнял, а если не мог в ряду каких-то обстоятельств, то не давал никаких обещаний. Валерий Петрович, и все это отмечают, был очень деятельный. Расскажу об этом на примере Мужского хора. Когда в 2000 году коллектив создавался Альбертом Мишиным, это были собранные «с миру по нитке» исполнители. И как-то мы с Валерием Петровичем сидели после одного из концертов, и он говорит, что хочет показать хор продюсерам и просил моего совета, на что я ответил, что, конечно, важно, нужно ребятам вливаться в музыкальную струю. И коллектив после этого стал много ездить по всей стране, за рубеж, и с 2005 года он превратился в один из самых гастролирующих хоровых коллективов страны. И это очень мощно, потому что вывозить коллектив на гастроли – дело хлопотное, иногда хор путешествовал и целый месяц, давая концерты в разных городах от Вологды до Новосибирска. А такую возможность имели музыканты всероссийского масштаба. Мужской хор филармонии хорошо знают и любят, и Валерий Петрович этому очень много уделял внимания и до последних дней хотел этим заниматься. Одни из последних поездок, которые он организовал для хора, – это выступление в Челябинске на духовном фестивале в 2023 году, в 2024 году мы побывали с концертами в Калининграде и Челябинске. На самом деле, это все непросто, потому что все планируется за год или даже два. У Валерия Петровича получалось как-то договориться, например, в Калининграде у нас был концерт в органном зале, и за месяц до выступления он смог все организовать по личной договоренности с директором филармонии. Мы приехали туда – был полный зал. И это удивительно, как у него такое получалось. Он умел разговаривать со всеми душевно, у него были в друзьях директора практически всех филармоний России. И иметь сто друзей, как у него – это о многом говорит о нем как о человеке. Успех Валерия Петровича в продюсерской и менеджерской деятельности как раз в его умении разговаривать с людьми. С ним хотелось говорить, идти ему навстречу, и он сам всегда шел на встречу творческим людям. И то, что он мог позвонить и на другом конце провода через тысячи километров ему ответят: «О, Валерий Петрович, для вас, конечно, все сделаем!» – многое значило, и здорово помогало вологодским артистам. Уход Валерия Петровича – очень большая утрата для всех нас. Это был человек с особым складом души и ума, и даже не верится, что наступит завтра, а я не смогу ему позвонить, обсудить какие-то вопросы о концертах, программах и просто поговорить о жизни.

Геннадий Соболев, заслуженный артист РСФСР, хормейстер мужского хора Вологодской областной государственной филармонии имени Гаврилина:

Валерий Петрович был принят на работу в филармонию в 1973 году, он тогда был всего лишь 20-летний Валера Гончаров. Он тогда закончил Вологодское музыкальное училище по классу трубы. До этого работал, кажется, в Доме культуры в Огарково — руководил детским духовым оркестром. Но помимо трубы он, будучи очень способным человеком, освоил ударную установку. Его первые годы как раз пришлись на расцвет эстрадных коллективов, инструментальных ансамблей, шла интенсивная работа по области. Это постоянные поездки, и пыльные ужасные дороги, где автобусы наши просто застревали, и необустроенные гостиницы – всю эту школу познания гастрольной жизни Валерий Петрович прошел сам. Такой парадокс – дороги были в плохом состоянии, но зато публика принимала хорошо. Валерий помимо того, что ездил в качестве исполнителя на ударных инструментах, он записывал свои маршруты, как куда доехать, где можно остановиться, писал и рисовал в блокноте – все это потом пригодилось в организации гастролей, он рассчитывал, как удобнее и экономичнее это сделать.

В 1985 году он стал начальником художественно-постановочной части, а выполнял по сути функции главного администратора гастрольной деятельности. В 1989 году он уже директор-распорядитель, как бы сегодня сказали, заместитель директора. В 1993 году начался капитальный ремонт здания филармонии, там такие трещины были, что можно руку можно было высунуть со второго этажа на улицу, как раз тогда директором филармонии стал Валерий Петрович. И ему, чтобы добиться ремонта, пришлось идти на такой авантюрный вариант – когда власть уже поставили перед фактом, начав ремонтные работы. И потом вся реставрация была на его плечах и организация всей деятельности артистов в это время – тоже.

Одно из главных его достоинств – разумная ответственность, все обязательно продуманно, проверено несколько раз. Он был положительным человеком, с добрый характером, его расположенность к людям, душевная симпатия, улыбка – всегда давали отличный эффект взаимодействия и с артистами, и с организациями. Он умел располагать к себе, был внимательным, обходительным, заботливым, понимающим, знал, как себя вести в той или иной ситуации, – одним словом, всем с ним было комфортно: и нашим музыкантам, и гостям с именем в масштабах страны. Здесь важно было соблюдать два направления работы – деловые контакты непосредственно с организаторами, со своими коллегами, административными работниками, с другой стороны – внимательное отношение с пониманием дела к гостям-артистам в плане обустройства их быта, чтобы о пребывании в Вологде оставались только хорошие воспоминания. Всегда после концерта он находил время поблагодарить за выступление, пообщаться с артистами, в том числе и в неофициальной обстановке. Он, обладая природным обаянием, всегда мог расположить к себе. И все его коллеги по России, и в Вологде, знали, что это человек слова, если он сказал, то непременно сделает, у него никогда слово не расходилось с делом, поэтому ему верили и доверяли. Но умел пробивать какие-то важные вопросы и перед начальством, здесь нужен характер, и он у него был. У него был свой почерк – он действовал всегда очень мягко, но очень умело, понимал, что даже капля воды камень точит. Работать с ним было всегда комфортно.

Лев Трайнин, директор Вологодского областного колледжа искусств:

Валерий Гончаров – выпускник Вологодского колледжа искусств. Есть те, кто учатся на пятерки, но потом из них ничего не получается. А Валерий Петрович, у которого было тяжелое детство, учился не сказать, что легко – но он всегда был предан музыке, с самого начала своего обучения, он ее по-настоящему сильно любил. После окончания училища вся его жизнь была связана с музыкальным искусством, с филармонией. Часто бывает так, что человека слишком много, а когда он уходит от нас, получается пустота. И такая пустота образовалась после ухода Валерия Петровича, хотя для меня он всегда был просто Валера. Это был очень добрый человек, очень любящий искусство, глубоко понимающий его. Что самое главное, в филармонии в бытность его работы, особенно руководителем, всегда сохранялось то классическое направление, которое должно быть именно в филармонической деятельности, он понимал, что должна звучать разнообразная и качественная музыка. В общении это был замечательный человек, его улыбка могла покорить всех, кто рядом, кто с ним общался, и никогда мы его не видели каким-то угрюмым. Он всегда был готов прийти на помощь, оказать содействие. Самое важное было организационное содействие, это и проведение конкурсов и фестивалей различных направлений музыкальной деятельности, и в формировании различных коллективов, которые при нем создавались, в том числе помощь в создании их репертуара. Мало того, он сам везде ездил с этими коллективами. В личном общении я бы охарактеризовал его так: он, как музыка Чайковского, отличался особой задушевностью. Теперь он останется с нами в наших сердцах. Для нас – людей, которые с ним близко общались, можно считать, что мы были друзьями, его уход – большая потеря, я уже не говорю, какая это потеря для всей культуры Вологодского края.

Дмитрий Шеваров, писатель, обозреватель «Российской газеты», Москва:

Не очень обласканная природой Вологда всегда согревалась и спасалась подвижниками. Может, для чужих нездешних людей Валерий Петрович был всего лишь талантливым администратором, но вся Вологда знала, что он прежде всего добрый и заботливый волшебник. Благодаря ему Вологда и в самые глухие времена имела возможность слышать и видеть великих музыкантов. Рядом с Валерием Петровичем всем хотелось быть причастными к музыке, к искусству, к украшению жизни творчеством. С детства помню высокие окна филармонии, сияющие в вечерней темноте. Теперь я понимаю: это было сияние высокой души Валерия Петровича Гончарова.

Наталия Серова, искусствовед, журналист:

От нас ушёл настоящий артист, счастливый и добрый человек, вот откуда этот всплеск горя. Мы работали и общались более 40 лет. Многое удалось сделать за эти тяжёлые, сложные годы государственной ломки, перестройки и после неё. Владимир Валентинович Воропанов назвал это время «золотым веком вологодской культуры». 11 лет под началом другого Владимира Валентиновича – Кудрявцева, начальника Департамента культуры. Ближайшим его сподвижником и другом был Валерий Петрович Гончаров, директор филармонии. Музыканты оказались лидерами всех обновлений вологодской культуры: Виктор Шевцов, Александр Лоскутов, Валерий Писанко пошли в депутаты. Работала детская филармония, появился камерный оркестр, была уникальная филармоническая афиша с суперзвёздами мировой и отечественной музыки. Вологда включилась в культурную жизнь обеих столиц – и Москвы, и Санкт-Петербурга. Кроме того, везли музыку в районы, где постоянно выступали. У Петровича, как его все любили называть, был особый талант – он хотел и умел учиться. Самый передовой опыт по организации концертного дела не только в стране, он принялся рьяно осваивать. Он привез в Вологду голландского специалиста, который читал лекции. Учил наших руководителей, как выстраивать политику в культуре в условиях рынка. В те годы родился Международный Гаврилинский фестиваль, получила размах «Рубцовская осень», кинофестиваль «Фрески Севера» памяти Юрия Половникова, музыкальный фестиваль «Кружева». 25 лет работал у нас просветительский проект «Открытая трибуна», «Вологодские пенаты» это все, что выделяло культуру тогда и продолжает сейчас, все, в чем был занят Валерий Петрович, просто не перечислить. Филармония была основной базой этого всего, и общим автопарком, она работала как часы. И дорого стоит та ответственность и та пунктуальность, про которую мы говорим в нынешние времена. И коллектив он подбирал соответствующий. Так, все его водители – в какое бы время какую бы звезду ни нужно было встречать – были на месте за 15 минут. Вот так он организовывал работу. Он был особенным человеком, несмотря на монументальность фигуры, на особую русскую стать, Валерий Петрович был человеком лёгким, всегда встречал всех с улыбкой. Приветливость, любезность, открытость – он всегда был востребован и нужен и никогда не занимался своей значительностью. И с его уходом образовалась огромная пустота. Но нам нужно работать, как он с радостью, в охотку, все время учиться, открывать и осваивать что-то новое в наших профессиях, но самое главное беречь и любить друг друга в нашей русской нелегкой жизни, а он умел это как никто другой.


Теги: Валерий Гончаров, память
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме