Зима пришла, но снег, кажется, всё еще в пути. Пока мы ждем, когда улицы окутает волшебное сияние, а окна украсят морозные узоры, обратимся за вдохновением и зимним настроением к картинам вологодских художников.

Георгий Попов (1939-2018). Лунная ночь. Ряженые. 1983. Холст, масло. ВОКГ

Георгий Попов (1939-2018). Лунная ночь. Ряженые. 1983. Холст, масло

«Светлыми звездами нежно украшена тихая зимняя ночь» на картине самобытного и ярко одаренного вологодского художника Георгия Попова. На основе собственного оригинального стиля наивной, плоскостно-декоративной живописи Георгий Попов создал в своих полотнах обобщенный образ гармоничного лада жизни северной деревни.

Волшебной красоты картина «Лунная ночь. Ряженые» рассказывает об одной из любимых народных традиций – ходить ряжеными в святки. Родственники, соседи и просто знакомые собирались группой и «рядились» разными персонажами – ведьмой, чертом, солдатом, женихом, невестой – и ходили по деревне из дома в дом. По улице шли с частушками и плясками, чтобы всем было издалека слышно: идут ряженые, или кулеши, как называли их в Тотемском районе. Приходя в дом, кулеши плясали, пели и безобразничали, а хозяева должны были угадывать, кто скрывается под масками, и угощать ряженых вином.

Цвет в картине Попова чуть ярче, чем в природе, а свет исходит не только от звезд, пестрым ковром покрывающих ночное зимнее небо, но и от окон деревенских домов, наполняя пространство картины некоей таинственностью. Интересен взгляд на деревню в лунную ночь: она словно увидена с высоты птичьего полета и потому кажется немного сказочной.

Картина появилась благодаря незабываемым детским впечатлениям художника и стала одной из лучших в его творчестве.

Олег Бороздин (1929-2016). Праздник в Сосновке. 1983-1984. Холст, масло. ВОКГ

Олег Бороздин (1929-2016). Праздник в Сосновке. 1983-1984. Холст, масло

Картина «Праздник в Сосновке» написана в бытовом жанре, отличается светлым жизнерадостным настроением и праздничной цветовой гаммой. Многофигурная жанровая композиция со звучным радостным колоритом передает полнокровную стихию народного веселья. На полотне внушительных размеров – более 30 персонажей, и каждый западает в память чем-то своим, особым: внешним видом, настроением, улыбкой, взглядом… Зритель, вглядываясь в лица изображенных на картине людей, как будто сам присутствует на празднике.

Пейзаж, написанный в мягких, приглушенных тонах, служит своего рода ненавязчивым аккомпанементом к яркому многоголосному звучанию самого праздничного действа. Вкрапление в колористическую ткань произведения красного цвета, издавна любимого на Руси, придает жизнеутверждающий характер всему полотну.

«Праздник в Сосновке» вызывает радостное светлое чувство. «Жизнь – не только труд, переживания и скорби, – утверждает автор, – но и веселый досуг, душевное общение, где есть место шутке-прибаутке, смеху и удали». Над этим большим жанровым полотном художник работал два года. Здесь Бороздин выступает как большой мастер, продолжающий лучшие традиции русской реалистической школы живописи.

«Я любил и в городе, и в селе наблюдать группы людей, – говорил Олег Бороздин, – их веселое, радостное настроение. Бывал на всяких праздниках, шумевших в старой Вологде. Однажды я попал на народное гуляние в Сосновке. Ну, там совсем другое, чем в городе – раскованнее, непосредственнее вели себя и люди, и животные. Мне понравилась атмосфера народного праздника, я загорелся желанием написать, стал сочинять сюжет. Делал карандашные эскизы, подглядывал движения. В самой Сосновке писал этюды с живых людей… Так постепенно, исподволь, рождалась картина». Она полна движения, задора, удали и веселья.

Джанна Тутунджан (1931-2011). Молодая. 1967. Холст, масло. ВОКГ

Джанна Тутунджан (1931-2011). Молодая. 1967. Холст, масло.

1960-е годы – время открытия Джанной Тутунджан своей темы в искусстве – бытия деревенского человека второй половины ХХ века в России. Герои произведений художника того времени захватывают поистине крестьянской силой, монументальностью и красотой народного характера.

В картине «Молодая» представлен образ голубоглазой северянки, полный надежды и радости, и в этом проявлялась правда послевоенного времени, когда не только люди, живущие на селе, но и жители всей страны позитивно относились к жизни, верили в светлое будущее.

Прообраз героини произведения собирался из многих лиц и характеров. «Работая над этюдом, я знала, что это будет «Молодая», поэтому писала эту девочку прямо на снегу. Но для этого образа я писала и Милу Шабаеву (жену художника Бронислава Шабаева), и многих других девушек», – рассказывала Джанна Тутунджан, и все жительницы деревни Сергиевской Тарногского района, где писалась картина, предполагали себя прообразом «Молодой».

Работа построена на цветовых контрастах чистых тонов, передающих восторженно-романтическое настроение. Для усиления сияния лица девушки, художник написала избы на заднем плане цветом ультрамарин, что придало еще большей образности героине, чье лицо уподобляется наливному румяному яблочку.

Художнику удалось создать поистине мажорную, звенящую надеждой и радостью картину-песню, как воплощение истинно русского характера.

Александр Пантелеев (1932-1990). Мороз и солнце. 1987. Холст, масло. ВОКГ

Александр Пантелеев (1932-1990). Мороз и солнце. 1987. Холст, масло.

Александр Пантелеев воспринимал мир как гармоническое целое и искал возвышенные образы. Нашел он их на Севере в 1979 году, когда купил дом в деревне Красная (Красново) Кирилловского района. Его взору открылся не только мир прекрасной природы, но пространство бытия трудолюбивых людей, строивших крепкие вековые избы, возделывающих большие поля, огороды. Тогда из-под его кисти стали появляться пейзажи нового типа. Одним из лучших стало монументальное полотно «Мороз и солнце» в серии «Дни в деревне Красново» (1987).

Сочетание гармонии природы с творениями человека всегда рождало в душе художника подлинный восторг, который он умел запечатлеть в своих полотнах. Огромное заиндевелое дерево царит как центр вселенной среди добротных изб, словно театральные кулисы, обрамляющие сцену, постиранное белье на веревках создает новый пространственный план. Колористическое решение из голубовато-сиреневых, ультрамариновых, розовых тонов, кристаллическая структура словно переливающихся гранями предметов превращает внешне обыденный мотив в сказочный торжественный образ.

«Теперь меня окружают леса, каналы, деревня Красново, умытая водными гладями, дом с палисадником и четыре столетние липы, ель у баньки. Все это видно из наших окон, из дверей крытого двора дома, где я работаю и наблюдаю жизнь. Деревня трудовая, живая, крепко сколоченная. Внизу, под деревней, пристань и шлюз. Тут два раза в день проходят пароходы, они плывут вдаль к Белому озеру. В противоположной стороне запань – многолюдное производство, своз, сплав леса и его сортировка. Все заняты общим делом, да и «вокругдомье» требует сил и времени. Соседи – люди рабочие, ремесленные, умелые, через них я вижу порядок деревни, усваиваю их быт и налаживаю свой. Я верю в их дружбу и расположение ко мне и моей работе», – писал художник в 1987 году.

Георгий Калинин (1945-2006). «Морозный день в Великом Устюге». 1992. Холст, масло. ВОКГ

Георгий Калинин (1945-2006). «Морозный день в Великом Устюге». 1992. Холст, масло.

Георгия Калинина считают одним из самых оригинальных художников Вологодчины. На основе длительных экспериментов с цветом и светом, используя достижения оптики и цветовидения, учитывая достижения народного искусства и европейского авангарда ХХ века, он создал собственную систему живописи с особенно ярким звучанием красок, неповторимым насыщенным колоритом.

В 1990-е годы в городах Вологодской области: Вологде, Тотьме, Устюжне, Кириллове, Вытегре – художником была создана уникальная серия пейзажей. Картина «Морозный день в Великом Устюге» – одно из произведений этого цикла.

На полотне – вид на реку и набережную с церквями. В лучах солнца золотятся купола храмов и розовеют промерзшие каменные стены, искрится снег, покрывший крыши старинных зданий, мириадами цветов переливается лед на Сухоне. Река и город выглядят нарядными и праздничными. Ощущается холод зимнего дня, морозный воздух и хруст сверкающего снега. Работая с натуры, художник создает сложный затейливый орнамент, будто вытканный из нитей ярчайшей цветовой гаммы. Его работа словно взрывается контрастами цвета.

Эффект освещенности исходит изнутри картины и пятнами окрашивает в разные цвета прозрачные полутени и горящие рефлексы (отсветы). Создается впечатление, что это рисует само солнце – самый жизнерадостный живописец на земле. Ощущение радости бытия заключено в жизненной силе солнечного света, царствующего над этим прекрасным зимним миром.

Посмотреть другие зимние картины вологодских художников можно в нашей группе ВКонтакте.


Теги: Новый год
Редакция cultinfo.ru по материалам Вологодской областной картинной галереи

Новости по теме