Николай Савельевич Пухлов (1860-1899) занимался ремонтом Александровского реального училища и проектированием для него домовой церкви, а также ремонтом Тотемских присутственных мест. Объекты архитектора располагаются и на территориях, которые когда-то относились к Вологодской губернии, а сейчас входят в состав Республики Коми и Костромской области – это Койгородская Спасская церковь и Вохомская Вознесенская церковь.
Родился Николай Савельевич в 1860 году. Первоначальное образование получил в Сергиевском реальном училище. В 1883-1888 годах учился в Институте гражданских инженеров (бывшее Строительное училище). Новоиспеченного специалиста приписали к Техническо-Строительному комитету МВД и откомандировали туда для занятий, а через месяц назначили младшим инженером Отделения по строительной и дорожной частям при Иркутском Губернском Совете. Здесь после шести лет службы он получает свою первую награду – орден Св. Станислава 3 степени.
Однако командировки с поездками на дальние расстояния при плохих дорогах и суровом сибирском климате сказались на здоровье Николая Савельевича. В Вологду он прибыл больным чахоткой, но это не помешало ему проявить себя с лучшей стороны.
Николай Пухлов служил вологодским губернским архитектором семь месяцев (с марта по октябрь 1895 года) и сразу пошел на повышение, став губернским инженером. Вологодский губернатор писал в Министерство внутренних дел, курировавшее тогда строительный комплекс, что зодчий «при отличном знании дела по вверенной ему части относится к исполнению служебных обязанностей с полным усердием». В общей сложности зодчий трудился на вологодской земле около трех лет.
В 1895 году он составил сметы и чертежи по ремонту Тотемских присутственных мест – те самые, которые не успел завершить его предшественник Фёдор фон Фриде. Николай Савельевич принимал участие в рассмотрении проектной документации. Его подпись стояла на смете на капремонт Управного казначейства в Вельске, составленной Александром Ремером, на проекте плана починка Доровического и других документах. В 1896 году зодчий подготовил смету на перестилку деревянных полов в среднем этаже Вологодского Александровского училища (ул. Зосимовская, 1).
В 1897 году Николай Савельевич составил план на постройку в Великом Устюге дома «для помещения арестуемых», а также план и сметы на пристройку каменного алтаря домовой церкви Александровского реального училища в Вологде. По его проектной документации к торцу здания по улице Зосимовской была пристроена апсида. Сегодня ее уже не увидеть: в 1960-е годы место домовой церкви заняла обширная пристройка.

Знаковой его работой в 1897 году стал проект на расширение Койгородской Спасской церкви Усть-Сысольского уезда (на территории Республики Коми). Благочинный округа отмечал, что «здание в архитектурном деле не соответствует назначению». Попечительский совет церкви писал в Великоустюгскую консисторию: теплый «одноэтажный храм пришел в ветхость… тесен и мал, и низок, может вместить не более 200 человек в зимнее время», а приход в то время насчитывал 1700 душ обоего пола.
Теплый и холодный приделы планировали объединить в один теплый трехпрестольный храм. Здание по проекту Николая Пухлова было увеличено практически втрое и обрело черты русского стиля, основанного на традициях русского средневекового зодчества. При этом в неизменном виде оставлены построенные в начале XIX века каменные трапезная и колокольня.
Сам губернский инженер в силу занятости не мог взять на себя руководство строительными работами. Для этого должны были пригласить опытного техника (человека со строительным образованием). Однако вопреки указанию новые стены начали возводить без надзора специалиста, но потом все же пригласили архитектора викариатства Дружинина.
В документах можно найти имена строителей храма. Одним из них был известный в Усть-Сысольском уезде подрядчик, цеховой мастер, крестьянин Благовещенской волости Николай Кононов. На его счету – несколько каменных зданий в Усть-Сысольске (Сыктывкаре), в том числе духовное училище, торговый дом устюжского купца Федора Охлопкова, а также общественные здания и храмы в других городах и селах. В Койгородке Николай Григорьевич приступил к работам после окончания кладки: с помощниками белил храм снаружи и внутри, крыл и красил крышу, а также устраивал печи и получил за то 1100 рублей.
Переустройство Койгородской церкви завершилось 31 августа 1902 года. При осмотре объекта гражданский инженер Лебединский обнаружил отступления от проекта, которые «произошли от недостаточного технического знания подрядчика и понимания им чертежей». Так, крестовые своды были возведены с меньшей стороной подъема, вместо парусов переход к барабану сделали за счет постепенного скругления ребер. Но общий вердикт инженера был: безопасно.
Сегодня храм частично отреставрирован, в нем ведутся богослужения. Церковь является объектом культурного наследия регионального значения и главной местной достопримечательностью. До 2024 года она была изображена на гербе Койгородского района Республики Коми.




Без контроля со стороны архитектора отступления от проекта могли приводить к неприятным последствиям. В августе 1897 года Николай Савельевич отправляется за 754 версты (804 км) от Вологды в село Вознесенское Никольского уезда (поселок Вохма, Костромская область), где инспектирует работы по перестройке каменной двухэтажной Вохомской Вознесенской церкви. Тогда возводились новые стены, своды и арочные проемы.
Проект был утвержден в 1893 году. Николай Савельевич обнаружил на месте ряд отклонений от него: самовольные пристройки к колокольне с северной и южной стороны, а в двухэтажной каменной пристройке с южной стороны пробили арочный проем. Такие изменения должны были согласовываться.
В перестроенном храме Николай Пухлов обнаружил две симметричные трещины на сводах нижнего этажа, соприкасающихся с колокольней: одна незначительная, а другая у входа в полпальца шириной и глубиной в полметра. Для выяснения причины архитектор поручил выкопать ямы с наружной стороны (шурфы) на 2,5 метра в глубину. Оказалось, что фундамент новых стен был сложен насухо из мелкого до 3,5 вершков (15,5 см) в диаметре булыжного камня, который при копании свободно вываливался.
Внутри храма у двух крестовых сводов Николай Савельевич зафиксировал осадку. Причина была в поспешности: кто-то раньше времени распорядился убрать средние стойки, поддерживавшие кружала (деревянный полукруглый каркас, по которому складывают свод) из-за того, что те мешали проходу к алтарю. Но без этих стоек свод перекосило, в результате среднюю и замковую его часть пришлось перекладывать заново. Все это зодчий указал в своем акте осмотра работ по переустройству храма от 20 августа 1897 года.


Архитектор также проектировал деревянную часовню на каменном фундаменте в деревне Воронино Вологодского уезда, осматривал пристройку к Георгиевскому храму в Великом Устюге, составлял смету на постройку холодных служб в Глушицком монастыре.
В 1898 году в семье Пухловых случилась трагедия: скончалась семимесячная дочь Люба. Здоровье самого архитектора тоже вызывало опасения. Болезнь перешла в тяжелую форму, но Николай Савельевич работал, превозмогая недуг. Он до последнего не хотел оставлять должности, ведь это был единственный источник дохода семьи. Жалованье его в год составляло 700 рублей и еще 700 рублей так называемых столовых (средства, которые выдавались на съем жилья с питанием).
Но чахотка брала свое. Заявление об увольнении по болезни с просьбой о назначении пенсии Николай Савельевич подает 22 декабря 1899 года. На следующий день в срочном порядке его осматривают врачи, а уже 26 декабря архитектор умирает. Ему было 38 лет.
Так, рождественские праздники стали для семьи временем траура. Без опоры в 36 лет осталась вдова Анна Александровна с трехлетним сыном и тремя дочерьми: старшей – 9 лет, младшая только родилась, а пятилетняя Антонина недавно перенесла операцию и нуждалась в длительном лечении. На попечении вдовы осталась и разбитая параличом 70-летняя мать архитектора, которой он ежемесячно посылал посильную помощь.
Анне Александровне назначили пенсию в «усиленном размере», «вне установленных правил» 750 рублей в год и единовременную выплату 300 рублей. Вдова, забрав детей, покинула дом госпожи Гусевой на улице Калачной и переехала к родственникам в Санкт-Петербург.
Николая Савельевича похоронили на территории Свято-Духова монастыря. Уход его был ранним, но его труды продлили жизнь многим историческим зданиям.Источники:
Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). – СПб., 1892. – С. 358-359
ГАВО Ф14 оп 1 д 3752
ГАВО Ф14 оп 1 д 3751
ГАВО Ф14 оп 1 д 3916
ГАВО Ф14 оп 1 д. 4160
ГАВО Ф14 оп 1 д 4360
ГАВО Ф 496 оп 1 д 17193
Минаев А.Л. Вологодские губернские архитекторы конца XVIII – начала XX вв.// Известия ВОИСК. Вып.14. – Вологда, 2005.
Сайт «История Пажги в свободном доступе»: https://sites.google.com/view/istoria-pajga/знаменитые-люди-села/кононов-николай-григорьевич
ОКН Вологды https://vologda-okn.ru/object/dom-general-gubernatora Теги: имя зодчего